photo
logo

Запросы современного общества, школы и государства отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. В основу ФГОС положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия ведущей учебной деятельности обучающихся их индивидуальным особенностям и возрасту. Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять, но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. Как и раньше, в образовательном процессе большая роль отведена личности учителя.Во все времена общество пыталось определить миссию учителя. Ещё Л.Н.Толстой говорил: «основная миссия учителя должна состоять в воспитании духовности, человечности в человеке.» На мой взгляд, эти качества в учителе должны быть во все времена. Но, естественно, с течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом к учителю, в том числе и к учителю начальных классов. В контексте современного мира, хочу расширить определение, данное Л.Н. Толстым, потому что миссия моей педагогической деятельности состоит в воспитании духовности, человечности в человеке, в родительском отношении к детям, укреплении здоровья обучающихся, формировании их гражданской позиции, в обучении  планировать собственную деятельность, в развитии их творческой активность и самостоятельности. Исходя их моего видения миссии учителя, мною была создана методическая система: «Развитие творческой активности и самостоятельности младших школьников в процессе урочной и внеурочной деятельности посредством применения инновационных технологий». Методическая система – это сложившееся в воспитательной практике на основе определенного методического подхода устойчивое сочетание логически взаимосвязанных педагогических технологий (результативных способов осуществления педагогической деятельности), подчиненных определенной стратегии воспитания и реализуемых в соответствующей тактике воспитательного взаимодействия. (Иванов И.П., Титова Е.В. Педагогика общей заботы понятийный аппарат, 1994 г.). Для меня под понятием «методическая система» подразумеваются сложившиеся устойчивые сочетание логически взаимосвязанных инновационных технологий, подчиненных развитию творческой активности и самостоятельности младших школьников в процессе урочной и внеурочной деятельности.

Мои педагогические принципы:

  • принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
  • сотрудничества обучающегося  учителя;
  • диалогового общения;
  • доступности; связи педагогического процесса с жизнью;
  • научности;
  • наглядности;
  • осознанного и прочного усвоения знаний;
  • сознательности и активности обучающихся;
  • посильности и доступности, требующий от педагога учета реальных возможностей ребенка;
  • систематичности и последовательности в овладении знаний;
  • опоры на положительное в человеке, поддержки сильных сторон его личности;
  •  уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему;
  • психологической комфортности; творчества и выбора (чтобы обучающийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора).

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется: формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.Таким образом, работая по ФГОС и в рамках моей методической системы, целью моей деятельности является включение в процесс обучения современных образовательных технологий формирующих и развивающих у обучающихся универсальных учебных действий для формирования гармоничной личности, способной к  раскрытию своего творческого потенциала, мотивированной к активной познавательной деятельности в условиях современного общества. Для достижения цели своей работы в ходе урочной и внеурочной деятельности использую современные образовательные технологии. Активно применяю в своей практике  технологию игрового и проектного обучения, здоровьесберегающие технологии, технологию развития критического мышления и проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии и технологию обучения в сотрудничестве (работа в группах). Подробнее хочу остановиться на применении технологии развития критического мышления и информационно-коммуникационных технологий в обучении. Одним из значимых  качеств развития личности является критичность, как важнейшее свойство субъекта деятельности и поведения. С 2005 по 2008 г. я неоднократно посещала семинары и курсы повышения квалификации  по использованию приёмов технологии развития критического мышления (РКМ) в образовательном процессе, с тех пор успешно  внедряю эти приёмы в ходе урочной и внеурочной деятельности. Я пытаюсь научить ребят критичности, а это значит грамотно ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов, строго и тщательно взвешивать все доводы «за» и «против» принимаемых решений, контролировать и оценивать свои и чужие действия, объективно оценивать и отбирать нужную информацию, отстаивать своё мнение, находить оптимальные способы решения проблем, т.е. стремлюсь к овладению обучающимися универсальными учебными действиями. Начиная с 1 класса, я внедряю в образовательный процесс приёмы РКМ такие как «Зигзаг», «Мозговой штурм», «Таблицу тонкие и толстые вопросы», «Верите ли Вы?», «Чтение с остановками», с азартом ученики составляют синквейны.Но какую бы технологию не использовал современный учитель, большим подспорьем является применение информационно-коммуникационныхтехнологий. В ноябре 2010 года, говоря о школьном образовании, Дмитрий Анатольевич Медведев отметил: «…недопустимо, когда в школе ученики понимают современные коммуникации лучше, чем учителя». Известно, что большинство современных школьников прекрасно ориентируется в технологических новинках. Умение использовать ИКТ-технологии и, в частности, Интернет, является одним из элементов современной культуры. Современный учитель не должен отставать от учеников в сфере новых информационных технологий, поэтому учитель-профессионал активно использует Глобальную сеть в своей работе.Когда у меня возникла потребность поделиться своими педагогическими наработками с коллегами, представить интересную и насыщенную жизнь детей, появился сайт «Мой класс». Сайт «Мой класс» имеет свои особенности:

  • этот электронный ресурс предназначен всем участникам образовательного процесса: учителям, родителям и обучающимся начальных классов, каждый найдёт интересный и полезный для себя материал;
  • на сайте размещены авторские наработки и предложены ссылки на интересные материалы;
  •  регулярное обновление материалов.

Не только я на уроке эффективно использую ИКТ-технологии (мультимедийные презентации, обучающие диски, игры), но и обучающиеся с интересом составляют свои м/медийные презентации, защищают проекты, представляют свои исследовательские работы в сети Интернет, например, исследовательская работа Петрова Артёма «Факторы, ухудшающие зрение. Методы защиты зрения» опубликована на Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» издательского дома «Первое сентября». Но было бы ошибкой думать, будто использование в образовательной среде современных инновационных технологий заменит традиционные методы взаимодействия между учителем и учеником. В век информационных технологий учитель и ученик равны в доступе к информации, поэтому уроки уже не могут быть единственным источником фактов, идей и принципов. Однако нельзя забывать о том, что хороший учитель всегда был и должен оставаться наставником. В первую очередь, он должен не давать знания, а показать, как их можно добывать. Древняя мудрость гласит: «Учитель только приоткрывает дверь, а ученик должен войти сам». Поэтому инновационные технологии – это та самая «дверь», которую я стараюсь приоткрыть для своих учеников.Постоянно своими наработками и опытом в применении технологии РКМ и ИКТ-технологии делюсь с учителями школы, района, коллегами из других городов посредством открытых уроков, участий в педагогических советах, семинарах, публикаций в Интернете, за что неоднократно была отмечена грамотами и благодарностями на уровне школы и района.