Меню

Как настроить эквалайзер для голоса

Как настроить эквалайзер?

Эквалайзер — это специальное устройство или приложение для смартфона, компьютера, магнитолы, позволяющее улучшать звучание музыки. Происходит это путем ручной или автоматической настройки отдельных участков частотного диапазона. Так, с помощью эквалайзера можно усилить басы, подчеркнуть высокие тона, выбрать наиболее подходящее звучание для вокала, джаза, электронной или рок-музыки.

В этой статье мы разберем:

👑Популярные наушники👑

Как настроить эквалайзер: общие сведения

Самый качественный, самый приятный и чистый звук, конечно, обеспечивает ручная настройка эквалайзера. Поэтому начать нужно со следующего:

  1. Сделайте звучание линейным. Для этого все ползунки эквалайзера на вашем устройстве переведите на отметку «0» — установите посередине.
  2. Включите музыку, схожую с той, что вы собираетесь затем послушать при настроенном звучании. Прислушайтесь к каждому инструменту, к каждому из голосов исполнителей. Подумайте, какую частоту нужно усилить, а какую — ослабить.
  3. Поэкспериментируйте с полосами эквалайзера: с левой стороны (с 20К) будут низкие звуки (так называемые басы), а с правой (от 16К) — высокие частоты. Соответственно, между ними — средние частоты.
  4. Работать с эквалайзером просто: не выключая музыку, перемещайте каждый из ползунков вверх или вниз, добиваясь комфортного для вас звучания — настройки эквалайзера для идеального звука.

После того, как вы разобрались в работе эквалайзера, можно переходить к более точной и детальной настройке, используя эти сведения:

  1. 16-60 Гц — супер-низкие басы, саб-басы. Самый мощный звук, что может выдать ваше устройство — если аудиосистема качественная, вы сможете даже физически ощутить его. Ползунок с этими цифрами используют, чтобы добиться отличного звучания барабанных установок. Но важно не переборщить с саб-басами, чтобы не добиться «мутного» звука.
  2. 60-250 Гц — настройка эквалайзера для баса и барабанов. Эти звуки часто переходят друг в друга, что в общем счете усложняет настройку. Если сильно понизить значение, вы повредите звучанию вокала, синтезатора и гитары — оно будет выходить неразборчивым и гулким даже на фоне отличной работы ударных и басов.
  3. 200-400 Гц. Не выставляйте слишком большие значения, чтобы вокал не был мутным и нечетким. Также вы нанесете удар по барабанам, цимбалам и перкуссии — звучание будет не четким и жестким, а теплым.
  4. 250 Гц- 2 кГц — средний бас, настройка эквалайзера на магнитоле и других устройствах. Слишком большое значение делает звучание гитары, фортепиано неестественным и металлическим.
  5. 400-800 Гц. Как настроить эквалайзер на на магнитоле? Рекомендации: уменьшение этих частот «уплотняет» звучание басов.
  6. 800 Гц — 1 кГц. Область частот для регулировки звучания вокала — вы сможете сделать его более мягким и теплым.
  7. 1-3 кГц. Одна из самых важных настроек эквалайзера — здесь мы делаем басы яснее, определяем звучание вокала, фортепиано и гитары. Правильная настройка эквалайзера — не переусердствовать и не выставить слишком большое значение.
  8. 2-4 кГц. Зона частот для настройки звучания вокала.
  9. 3-6 кГц. Профессионалы стараются несколько сократить данный диапазон частот — это убирает слишком жесткое звучание вокала. Как настроить эквалайзер на чистый звук? Обрезки в верхней части диапазона делают голоса ясными, добавляют «эффект присутствия».
  10. 6-10 кГц — регулировка высоких частот. Нужна, чтобы звук стал прозрачным и воздушным. Здесь правильно настраивают звучание гитары, струнных и синтезаторов. Как лучше настроить эквалайзер? С вокалом будьте осторожны: звучание «ц» и «ш» между 6-8 кГц — то еще испытание для слуха.
  11. 10-16 кГц — ультравысокие для человеческого уха частоты. Увеличьте значение, чтобы тарелки звучали четче и ярче барабанов, чтобы сделать звучание прозрачным и легким. Это настройка эквалайзера на чистый звук. Если вы слышите шипение и фоновые шумы при проигрывании музыки, ситуацию исправит понижение значений. В случае настройки под спецэффекты не делайте значения слишком высокими, иначе музыка будет очень резкой и шумной.

Настройка эквалайзера на магнитоле в машине

Эквалайзер — настройка звука. Если у вас простенькая бюджетная магнитола, то дело выглядит примерно так:

  1. Настройка эквалайзера в машине начинается с того, что вы отрегулируйте баланс между фронтовыми и тыловыми динамиками так, чтобы преобладали передние.
  2. Настройте правильный баланс между левыми и правыми динамиками, иначе звук будет «уходить» в сторону.
  3. На устройствах со встроенным фильтром высоких частот его лучше активизировать: «отрежьте» звучание ниже 100-125 Гц. Это поможет получить более чистый звук без неприятных хрипов.

Нужна лучшая настройка эквалайзера? Если вы установили более серьезную аппаратуру, поработайте с этими значениями эквалайзера — небольшое руководство:

  1. 400 Гц: более ясный и открытый бас, более различимое звучание ударных инструментов, снятие акцента звуковой картины с тарелок.
  2. 800 Гц: акцент на малом барабане, более яркий бас, удаление «дешевой» игры гитар и «смазливого» вокала.
  3. 1,5 кГц: ясный и мелодичный бас, акцент на выразительности тяжелого звука.
  4. 3 кГц: более мягкий и ровный бэк-вокал, лучшее звучание тихих партий фортепиано, стройное звучание инструментов второго плана. Это следующий шаг по плану «лучшая настройка эквалайзера в машине».
  5. 5 кГц: «эффект присутствия» исполнителей, смелое звучание рояля, акустической и электрогитары, смягчение тонких звуков, заглушенное звучание второго плана. Это также настройка эквалайзера в машине для лучшего звука.
  6. 7 кГц: яркий тембр вокала, оживление «тусклых» голосов, смягчение шипящих звуков в вокале, подчеркнутое звучание рояля, акустики, синтезатора и электрогитар. Как настроить эквалайзер в машине? Слишком высокие значения делают басы «металлическими».
  7. 10 кГц: еще более натуральный тембр вокала, смягчение шипящих, жесткое звучание тарелок, ясный голос рояля и акустики.
  8. 15 кГц: подчеркнуто эмоциональный вокал, яркое звучание флейт, тарелок и струнных инструментов, реалистичное звучание для синтезированной музыки.
Читайте также:  Как настроить сканер в 1с унф

Настройка эквалайзера на телефоне

Обладатели современных смартфонов могут «отредактировать» звук и на наушниках, и на динамике. Как настроить эквалайзер на телефоне? Для этого достаточно зайти в приложение, где вы слушаете музыку, полистать настройки и выбрать вкладку «Эквалайзер». Удобство здесь в том, что ручная настройка не требуется — вы можете выбрать подходящий набор автоматических параметров под музыку, которую предпочитаете слушать — акустика, басы, хип-хоп, дип-хаус, электронная музыка, классика, джаз, поп, латино, ритм-энд-блюз и пр.

Что же по теме «настройка эквалайзера Android? Можно скачать несколько программ с эквалайзерами, которые позволяют добиться лучшего звука:

  1. Equalizer FX. Вы сможете создавать как собственные пресеты с настройками, так и пользоваться 12-ю бесплатными предустановленными. Приложение бесплатное, но с показом рекламы. Вы можете перейти в эквалайзер-меню из любой программы, кликнув на соответствующий значок. Есть возможность настроить самостоятельную активацию/дезактивацию настроек эквалайзера параллельно запуску аудио.
  2. Equalizer — Bass Boost. Как настроить эквалайзер на «Андроид»? Перед вами 10 предустановленных профилей с настройками звука и возможность создавать собственные пресеты с настройками — усилить басы, добиваться объемного звучания, увеличивать громкость. Программа может активировать настройки со включением смартфона или началом воспроизведения музыки.
  3. Precise Volume. Эквалайзер + другие интересные функции для управления звуком. Так, вы можете дополнительно устанавливать предельную громкость для наушников, создавать звуковые схемы для мультимедиа и звонков.

Как настроить эквалайзер на наушниках?

На самих наушниках, конечно, ничего не выйдет — все делают на устройстве, к которому гарнитуру присоединяют. Как настроить наушники эквалайзером? Самый простой вариант — встроенный эквалайзер Windows. Гайд по настройке:

  1. Правой кнопкой мышки кликните по значку динамика в системном трее.
  2. Нажмите по «Устройствам воспроизведения».
  3. Выберите свои наушники кликните по кнопке «Свойства» в том же окошке.
  4. Вам нужна вкладка «Улучшения» —поставьте галки на «Эквалайзере» и «Неотложном режиме».
  5. Затем нажмите на троеточие (…). А далее — настройка эквалайзера для наушников.
  6. Перед вами будет окошко с режимом настройки эквалайзера: новички могут воспользоваться готовыми «пресетами» — джаз, классика, поп, рок и др.
  7. Если стандартные настройки не нравятся, создайте пользовательский пресет и не забудьте его сохранить.

Не всех устраивают настройки встроенного эквалайзера «Виндовс» — вы можете скачать сторонние программы для проигрывания аудиофайлов с более «продвинутыми» эквалайзерами:

  • H3 Aimp;
  • Realtek HD;
  • веб-эквалайзер «Яндекс.Музыки» и пр.

👑Популярные бюджетные наушники👑

Как настраивать эквалайзер для наушников? Если вы хотите приблизить настройку звука к профессиональной — вам нужны советы:

  1. Как настроить эквалайзер на басы? Ниже 100 Гц — частоты для объемного, тяжелого звука.
  2. 100-250 Гц — придание звучанию полноты.
  3. 400 Гц — возможность сделать звук грубым.
  4. 600-800 Гц — настройки для полного и глубокого звука.
  5. 1-2 кГц — усиление атаки звучания, более яркое обозначение ударных.
  6. 2-4 кГц — эффект присутствия, приближение звучания инструментов к слушателю.
  7. 5-7 кГц — если вы хотите, чтобы инструменты звучали резче и отчетливее.
  8. 10-18 кГц — добавьте звуку больше легкости и прозрачности.

Настройка эквалайзера для игр

Инструкция по эквалайзеру тут будет следующая:

  1. Через «Пуск» зайдите в «Панель управления».
  2. Выберите «Оборудование и звук».
  3. Вам нужен раздел «Звук».
  4. Выберите наушники, динамики или другое аудиоустройство, с которым будете работать.
  5. Нажмите на «Свойства».
  6. Перейдите в «Улучшения».
  7. Поставьте галку на «Эквалайзере».
  8. Нажмите на кнопку с тремя точками.
  9. Выберите или готовый режим, или создайте свой собственный, присвоив ему какое-нибудь имя.

Источник

Эквализация вокала(голоса)

Продолжение статей посвященных эквализации.

Краткий план:
1.Вступление, для чего нужна эквализация.
2.Советы.
3.Вывод.

Для чего нам нужна еквализация вокала(голоса)? Для чего нам нужна еквализация в целом?
Еквализация нам нужна для устранения дефектов (техническая еквализация) и украшения звукового сигнала (художественная еквализация). Напомню, что еквалайзер был придуман как устройство устраняющее дефекты записи.

Полезные советы по еквализации вокала(голоса):
Каждый голос уникален, и приведенные ниже советы задают лишь вектор движения. Не к каждому голосу можно применить тот или иной совет.

  • Еквализацию вокала стоит производить осторожно. Порой даже поднятие 1дц может придать голосу искусственность. Еквалайзер в ваших руках как скальпель хирурга, в умелых руках творит чудеса.
  • Если вы хотите, чтобы вокал звучал более глубоко, и желаете добавить ему теплоты, то не спешите усиливать у него НЧ-составляющую. Лучше убавить диапазон, соответствующий НЧ-диапазону вокала (примерно 150-500 Hz).
  • Удаление некоторых частот из 150-450Hz диапазона уберет жесткую «серединность» из вашего вокала и заставит звучать его приятней Добавление интенсивности на участке 200–400 Гц даёт более полное звучание партии вокала.
  • Если вокал не основной (бэк), и хочется добиться ощущения «присутствия» при тихом прослушивании, то следует увеличивать диапазон 400 Гц.
  • Стоит немного убрать 300Гц и немного добавить 3000 — 4000 Гц для улучшения артикуляции если это необходимо.
  • Более половины энергии голоса будет лежать в диапазоне от 100 до 500 Hz. Разборчивость же в этом диапазоне составляет считанные проценты. В диапазоне от 500 Hz до 1000 Hz разборчивость будет составлять уже около трети, впрочем, так же как и энергия, а в диапазоне от 1000 до 8000 Hz наблюдается, по меньшей мере, половина разборчивости и лишь считанные проценты энергии.
  • Чтобы уменьшить «носовой» звук, попытайтесь опустить несколько децибел в районе 1 кГц и перемещать центральную частоту вверх или вниз, находя наиболее эффективную точку эквализации.
  • Многие звукорежиссеры нередко повышают уровень вокала эквалайзером в диапазоне 2000-6000 Hz с целью усиления «эффекта присутствия». Это зачастую даёт нужный эффект, но следует помнить, что диапазон частот отвечающий за «эффект присутствия» у каждого вокалиста немного отличается от приведённого.
  • Чтобы подчеркнуть вокал, а также качество его записи, следует редактировать диапазон 3000 Гц.
  • 5000–7000 Гц — разборчивость голоса.
  • Повышение частоты около 8 кГц + может добавить хороший воздушный тон и большую читаемость на звук. Тем не менее, следите за ‘с и ‘т’ так как повышение в этой области неизбежно приведет к их выделению.

Вывод:
В советах выше мы увидели что та или иная частота може как придать вашему вокалу окраса так может и угробить его. Все хорошо в меру, и доверяйте своему слуху господа.

Видео материал для углубленного изучения эквализации вокала:

Источник



Обработка голоса эквалайзером

Эквализация, пожалуй, самый популярный эффект для обработки голоса. Также это один из эффектов, которым часто злоупотребляют. При неправильной настройке, конечный результат эквализации может звучать даже хуже, чем без её использования.

Прежде чем начать, отметим несколько важных моментов:

  • Масштаб изменений по dB-шкале EQ-плагинах, как правило такой, что легко можно поднять +12 dB в определенном диапазоне, в то время, как +- 6 dB – это максимум на который я бы рекомендовал поднимать/опускать частоты в определенном диапазоне;
  • Изменение частот ниже 100-150Гц или выше 11-12кГц обычно не влияет на голос;
  • Все голоса имеют разную частотную характеристику, и чтобы получить нужный эффект, для каждого голоса следует использовать индивидуальные настройки эквалайзера;
  • Усиление низких частот не делает голос глубже (этого эффекта можно добиться небольшим на -10-20 центов изменением тона в pitch shifter). Но усиливая низкие частоты мы можем сделать голос «теплее»;
  • При эквализации нужно учитывать, что каждый микрофон имеет свою частотную характеристику, также присутствие поп-фильтра действует как Hi-Shelf фильтр -3dB от 6000 Нz (т .е. попросту немного глушит голос);
  • Также важно положение диктора у микрофона; Это важная тема, которую мы отдельно рассмотрим в следуйющих статьях;
  • Настройки эквалайзера должны зависить и от того, какую обработку сигнала в ФМ-процессоре использует радиостанция;
  • Если вы регулярно переключаетесь между мониторами и наушниками в течении нескольких минут у вас могут возникнуть проблемы с восприятием высоких частот (как правило в наушниках, особенно полюбившихся Beyerdynamic DT770, Senheisser HD580-600-650 все звучит ярче).

Есть несколько упражнений, которые помогут вам научиться определять, какие частоты нужно корректировать для получения нужного результата. Конечно, можно использовать анализатор частотного спектра, но для отдельной составляющей микса, а именно — голоса, по анализатору практически невозможно точно определить «проблемное» место .

Эквализация голоса. Тренируем слух

Для начала найдем голос, который будет служить нам образцом. Если вы озвучивали рекламные ролики, лучше использовать свой голос, так как он хорошо вам знаком. В противном случае, найдите диктора, который занимается озвучкой. Важно, чтобы это был «сырой» голос, полученный сразу после микрофона и предусилителя, без ощутимой эквализации и компрессии.

Запишите 60-ти секундный ролик в информационной, спокойной манере, без явных эмоциональных «всплесков» и выкриков. Теперь нужно подобрать для ролика музыкальную подложку из продакшн библиотеки. Так как мы только тренируемся, и ролик не пойдет в эфир, можно использовать в качестве подложки проигрыш песни или любой инструментальный трек. Главное, чтобы в выбранном фрагменте нет преобладания низких, средних или высоких частот, а сам трек не был слишком громким (рекомендуется общий RMS -12 dB, измерение RMS — в Sound Forge: выделить плотный фрагмент фонограммы 20-30 сек, Меню -> Статистика)

Теперь пропустите голос через эквалайзер и наложите музыкальное сопровождение. Установите нужный баланс громкости между треками. Как правило, голос – 0dB, фонограмма, для начала — -9dB. Сбросьте все настройки эквалайзера. Низкие частоты оставим на потом, займёмся средними и высокими. Вам необходимо настроить высокие частоты (около 10кГц) на треке с голосом таким образом, чтобы звук «С» не выделялся на фоне барабанных тарелок и других высоких звуков в музыкальной подложке. Максимально повысьте частоты в районе 10кГц, а затем верните настройки к нулю, чтобы почувствовать диапазон вашего эквалайзера. Затем снова начните изменять настройки, до тех пор пока высокие частоты голоса и музыкального отрывка не совпадут.

Когда добьётесь баланса, переходите к регулировке средних частот (около 5 кГц). Установите их таким образом, чтобы голос был хорошо слышен на фоне духовых, ударных и основных инструментов в музыкальном треке. Изменяйте настройки до тех пор, пока не получите комфортное звучание.

После того, как вы добьетесь частотного баланса между голосом и с музыкой, прослушайте голос без музыки. Отключайте и включайте эквалайзер, чтобы почувствовать разницу. Вначале, вам может показаться, что высокие и средние частоты звучат слишком резко, но скорее вы близки к настройкам, которые обычно используют при обработке голоса, наложенного на музыку. Сохраните голосовую дорожку с эквалайзером в отдельный файл и используйте его как образец.

Теперь возьмите голосовые дорожки других дикторов, с которыми вам приходилось работать. Поместите все записи на одну дорожку без какой-либо обработки. Сначала прослушайте образец голоса с обработкой, который вы сделали ранее, а затем воспроизведите первый необработанный голос и постарайтесь подогнать настройки эквалайзера под образец. (Опять же, не трогая нижние частоты, работая только со средними и высокими).

Обратите внимание на настройки эквалайзера и запишите их. Затем, сбросьте все установки EQ и приступайте к обработке следующего голоса. Не подсматривая в предыдущие настройки. Снова запишите получившиеся результаты.

Обработав таким образом все голоса, вы увидите, что ваши записи отличаются друг от друга. Как мы уже говорили, разные голоса имеют разные частотные характеристики. Отметьте для себя, в каком голосе преобладают высокие частоты, в каком средние.

Процесс обработки голоса эквалайзером большей частью состоит из регулировки средних и высоких частот. Обрезка нижних частот нужна только в случае, если диктор читал текст близко к микрофону. Также нужно помнить, что регулировать низкие частоты можно понижая или повышая уровень других частот.

Обращайтесь к своим заметкам каждый раз, когда вы начинаете редактировать новый голос. Прослушивайте сохранённый образец, прежде чем корректировать голосовую дорожку. В конце концов, вы научитесь определять приблизительные настройки для любого голоса, и ваш слух станет замечать разницу между голосами для подборки правильной эквализации.

Что касается низких частот. Когда вы записываете голос и слышите, что их не хватает, предложите диктору читать текст ближе к микрофону. Если у диктора взрывная «П», попросите наоборот отодвинуться и добавьте низких частот на эквалайзере. Уделите этому моменту особое внимание, иначе очень легко сделать хороший голос «грязным» еще во время записи.

Некоторые голоса изначально хорошо звучат на фоне музыки и не требуют эквализации. Другие наоборот требуют достаточно большого подъёма средних частот, чтобы добиться подходящего звучания. Примером этого могут служить многие женские голоса.

Внимательно слушайте рекламные блоки вашей станции и оценивайте, как звучат в эфире ролики, в которых вы использовали новые настройки эквалайзера. Не выделяются ли они на общем фоне, не выбиваются ли из эфира?

  • Если есть какое-то несоответствие в высоких или слишком много средних частот, то вам стоит вернуться к первому упражнению и снова попытаться сделать файл-образец, но уже с другой музыкальной подложкой.
  • Если в ролике будет музыкальное сопровождение, обрабатывать голос нужно только в сочетании с подложкой.
  • Если по сценарию в ролике будет звучать только голос диктора, вы можете отключить настройки, которые обычно используете при изготовлении роликов с музыкой.

Часто у начинающих звукорежиссеров возникает вопрос, есть ли способ один раз настроить эквалайзер так, чтобы больше к этому не возвращаться. Если вы работаете с разными дикторами, вам придется учитывать особенности каждого голоса и регулировать настройки эквалайзера.
Все голоса имеют разную частотную характеристику, и чтобы получить нужный эффект, для каждого голоса следует использовать индивидуальные настройки эквалайзера; Для начало необходимо сделать 4 пресета: мужской низкий/высокий, женский низкий/высокий.

Чем чаще вы практикуетесь в обработке голоса, тем быстрее научитесь подбирать правильные настройки эквалайзера. Слушайте профессионально записанные ролики и старайтесь добиться похожего звучания. Хорошо изучите эквалайзер, который вы используете в работе. В конце концов, вы научитесь делать частотные изменения голоса до того, как вы услышите сам трек.

В следующей статье мы подробнее рассмотрим вопрос о графическом и параметрическом эквалайзерах, а также обсудим их различия и преимущества.

Руководитель крупнейшей в России музыкальной библиотеки для рекламы РИО Продакшн (BMRU).

Источник