Меню

Как настроить ребенка перед выступлением

Как настроить ребенка перед выступлением

  1. Главная
  2. Статьи
  3. 8 способов помочь ребенку, который волнуется перед выступлением

  1. Главная
  2. Статьи
  3. 8 способов помочь ребенку, который волнуется перед выступлением

Умение выступать перед публикой — искусство, владение которым требуется во многих областях деятельности человека. Вот только подавляющее большинство людей испытывает массу неудобств, выходя произносить речь. И неважно, насколько длинная речь и какова численность аудитории. Для многих даже небольшое высказывание своего мнения на совещании коллег превращается в ад. Практически все, кто выступал и выступает публично, желают нескольких вещей:

Уметь говорить четко внятно и красиво.

Уметь мыслить быстро и четко, и понятно доносить свою мысль до аудитории.

Научиться влиять своим ораторским мастерством на публику.

Овладеть всеми этими навыками можно и нужно. Как достичь вершин ораторского мастерства? Лишь одним путем — регулярными тренировками!

Разные дети — разное отношение к ситуации

Понятно, что все мы хотим вырастить своих детей успешными, поэтому пытаемся помогать им овладеть навыками публичных выступлений. И неважно, где выступает наш ребенок: на детском утреннике, читает доклад в школе, поет или танцует перед зрителями, — мы переживаем за него и хотим помочь справиться с этой ситуацией наилучшим образом.

Есть дети, которым очень нравится быть на виду. При любой возможности (и даже без нее) они стараются показать себя и свое мастерство. Таким детям нужно просто не мешать заниматься тем, что нравится. Родительские одергивания «Ну что ты как выскочка!» или реплики учителя «Тебя мы в этот раз не звали, ты не подходишь» могут со временем убить у ребенка всякое желание выходить к аудитории.

Есть дети, которые в силу своего темперамента и наследственных особенностей не любят быть на виду. Им становится сложно мыслить и говорить на сцене или перед классом. Основная помощь такому ребенку — никогда не заставлять его силой делать то, что ему тяжело. «Ты будешь выступать с докладом, так как я потратила кучу сил, чтобы устроить тебя в этот класс!», «Выступишь — я куплю тебе новый телефон», «Откажешься — за дело возьмется папа!»… Манипуляции, угрозы, принуждения сделают только хуже. Если у ребенка будет выбор, возможность решать самостоятельно, вероятно, в будущем он захочет научиться справляться со своими страхами. Вот тогда и нужно будет его поддержать.

Все мы очень индивидуальны, у каждого своя ситуация, поэтому нет одного решения и волшебной таблетки для всех. Я предложу вам несколько рекомендаций, которые помогали другим детям. Возможно, что-то подойдет и вам.

Создайте поддерживающую среду

Это особенно важно для первых выступлений вашего ребенка перед публикой. Он не сможет всего предусмотреть и не волноваться, поэтому для малыша важно, как его примут. Пусть просто получает удовольствие и осваивается на сцене на первых выступлениях.

Я знаю девочку из начальной школы, которая все лето путешествовала с родителями и собирала интересный материал для доклада в школе. Когда же, вернувшись осенью в класс, она начала с увлечением рассказывать о других странах, учитель резко прервала ее: «У нас и своих интересностей хватает! Садись! У кого есть доклад про наш город?». Ходить после этого в школу девочке совсем расхотелось, не говоря уже о подготовке докладов.

Поэтому для первых выступлений самостоятельно выбирайте поддерживающую и понимающую аудиторию. Начав свои выступления, пусть и небольшие, перед доброжелательной публикой, ребенок впоследствии будет легче справляться с предстоящими сложностями, которые все равно время от времени будут случаться.

Подберите подходящий наряд

Одежда для выступления должна быть удобной и обязательно нравиться малышу. Мысли вроде «Я выгляжу как болван в этом костюме» не помогут ребенку почувствовать уверенность в себе, которая нам так нужна. Колючие пайетки, тугие ремни, сваливающиеся детали костюма и прочие мелочи не только не позволят получить удовольствие от сцены, но будут мучительно отвлекать от программы.

Дайте возможность снять напряжение

Несколько лет назад я выступала на радио, и однажды девочка из начальной школы позвонила в студию и спросила, как ей не волноваться у доски. Я поинтересовалась, знает ли она урок. «Да, все хорошо знаю и могу рассказать, но не перед классом», — сказала она. «А чем ты занимаешься на перемене перед уроком?», — спросила я. «Я стою перед входом в класс у стены и жду, когда прозвенит звонок», — тихим голосом ответила школьница. Пока все бегали и отдыхали от парты, она стояла неподвижно и думала о предстоящем ответе. Тогда я предложила ей попробовать побегать и попрыгать перед уроками, на которых ей надо будет отвечать у доски.

Волнение перед выступлением всегда сопровождается выбросом адреналина, который бушует внутри и не дает нам сосредоточиться. Важно дать ему выход. Придумайте для ребенка удобную физическую активность, чтобы снизить страх. Потом нужно немножко отдохнуть — и можно выходить к зрителям или слушателям.

Читайте также:  Как правильно настроить яндекс про таксометр

Прислушивайтесь к просьбам ребенка

Считается, что присутствие родителя в зале — мощная поддержка для ребенка, который занимается танцами, пением или ходит в театральный кружок. Часто так оно и есть, но не всегда. Некоторые дети не хотят, чтобы родители присутствовали в зале и видели их выступление.

Не надо спорить, уговаривать и тем более вызывать чувство вины: «Как же я не пойду и не увижу?! Мы же столько готовились, и я останусь без твоего выступления?!», «Ты меня не увидишь, я постою далеко-далеко», «А кто же будет тебя снимать?! Нет, я буду перед сценой! Нам же еще бабушке видео надо отправить».

Если ваша задача — помочь ребенку освоить навыки выступлений для него самого и его будущего, а не удовлетворить свои или бабушкины амбиции, то просто скажите: «Хорошо, я буду держать за тебя кулачки дома (на улице; за сценой). Если вдруг я понадоблюсь, дай мне знать».

Отведите ребенка в интересную ему секцию

Есть разные кружки, которые помогают научиться свободно говорить, легко держать себя на сцене, практиковаться в выступлениях. Если ваш ребенок хочет посещать такие занятия — отлично! Существуют клубы юного оратора, тренинги уверенности в себе, лидерские программы и, конечно же, театральные студии. Если ребенок попал в хорошее место, знания и умения, полученные там, точно останутся с ним надолго и даже навсегда.

Тренируйтесь всей семьей

Обязательно практикуйте выступления в семейном кругу. Это могут быть воскресные обеды, к примеру, когда вы собираетесь всей семьей и каждый готовит свое выступление перед зрителями: песенку, танец, спектакль кукольного театра, доклад о чем-то интересном, рассказанный для всех. Такая традиция не только поможет вашему ребенку гораздо лучше справляться с выступлениями, обогатит его опыт, но и сблизит вас друг с другом. Ваши теплые отношения — самая большая поддержка и защита для ребенка во всем.

Найдите «помощника»

Возможно, вы не раз видели, как юные спортсмены выходят на площадку или сцену со своим талисманом-игрушкой. Прежде чем поклониться публике, они, по разрешению жюри, сажают свой талисман перед собой. Это придает им сил и уверенности в своем отличном выступлении.

Попробуйте предложить ребенку такой способ набраться сил. Если он согласен, выберите талисман вместе. Не критикуйте его зайчика или мишку, а поддержите этот выбор. Это же его талисман, и он видит в нем что-то свое, важное для него. Если нет возможности выносить игрушку на сцену, пусть ребенок сам придумает ей место, где она должна его ждать и наполнять уверенностью.

Для многих малышей достаточно просто видеть свой талисман. Перед выступлением ребенок обращается к нему взором и мысленно подмигивает: «Ну, я начинаю».

Хвалите!

После выступления всегда важно похвалить ребенка. Перечислите все-все моменты, где он был большим молодцом. Недочеты, которые есть почти всегда, обсуждайте позже и аккуратно: «Как думаешь, что ты можешь сделать, чтобы вот это звучало еще лучше?», «Я могу тебе как-то помочь, чтобы здесь ты был еще более уверенным?».

Есть много помогающих ребенку рекомендаций. Важны прогоны, репетиции программы, разбор структуры и акцентов выступления и многое другое. Но об этом вы, наверное, уже знаете. Желаю, чтобы ваш ребенок не только удачно выступал, но и получал массу удовольствия от общения с публикой.

Источник

Как настроить ребенка перед выступлением

Чтобы пусть к успеху был менее тернист, не забудьте правильно настроить подопечных на хорошее выступление. Сегодня мы расскажем, как это сделать.

1. Дать правильную установку

Настраивать детей только на победу – серьезная ошибка. Лучше дать понять, что у них есть все возможности для успеха. Ребенок, настроенный на определенный результат, психологически тяжелее переносит неудачи. Заранее обсудите, что возможное поражение – это всего лишь стимул усовершенствовать свои навыки и придумать нечто необыкновенное.

Объясните детям, что главная цель танца – передать через пластику движений чувства и переживания, рассказать историю, поделиться со зрителями своей энергетикой. Харизматичные исполнители всегда добиваются большего, чем эмоционально сдержанные.

Упор на вовлеченность ребенка в танец, а не на результат выступления – один из важнейших моментов психологического настроя.

Когда коллектив участвует в конкурсе, педагог – его главная поддержка и опора. Наверняка в перерывах между выступлениями Вам приходилось слышать вопрос «Ну, как?». В этот момент важно рассказать, что особенно удалось, поддержать боевой дух и эмоционально подстегнуть к продолжению борьбы. Впечатления, которые получат дети на конкурсе, запомнятся им навсегда и будут влиять на их настрой перед другими соревнованиями. Поэтому не нужно их ругать и корить за неудачи. Подробный «разбор полетов» Вы успеете провести на следующих тренировках. Только не забывайте о соблюдении баланса похвалы и замечаний.

3. Сбросить напряжение

Читайте также:  Кинопаб apple tv как настроить

Волнение перед выступлением – это нормально. Вы сейчас удивитесь, но необходимость успокаивать танцоров перед выходом на сцену – одно из величайших заблуждений среди хореографов. Вы видели когда-нибудь, чтобы тренер успокаивал рвущегося в бой боксера или футболиста? И разница видов спорта тут не при чем.

Эмоциональное напряжение – это естественная реакция на стресс. В такой ситуации организм человека мобилизует огромное количество энергии, которой нужно найти выход. Этим выходом должна стать конкурсная борьба. Пытаясь успокоить танцора, Вы направляете энергию не в то русло. В результате сдерживания эмоций подопечные могут потерять координацию на сцене, сбиться с ритма и провалить выступление.

Лучший способ справиться с волнением – это сбросить напряжение. Для этого можно использовать резкие телесные движения (взмахи руками, прыжки, хлопки в ладоши) или просто покричать, например, делая вид, что болеешь за какой-то коллектив.

4. Разбудить спортивную злость

Спортивная злость помогает танцорам эффективнее выступать на сцене. Существует несколько способов ее разбудить, например:

* Сравнивать танцоров друг с другом: «Видишь, какой он шустрый? Ты тоже так можешь, давай, перетанцуй его!»

* Играть на чувствах: «Вам нравится проигрывать? Покажите всем, как нужно выступать, ведь у вас есть всё для успеха!»

* Быть болельщиком и активно поддерживать подопечных «кричалками» и приятными словами

Только ни в коем случае не прибегайте к такому способу, как удар по самолюбию через унижение. Это деморализует ребенка и может привести к психическим расстройствам.

5. Использовать ролевые игры

Когда танцорам не хватает уверенности, можно использовать ролевые игры. Разыграйте на тренировке ситуацию, будто ребята – это актеры, и им нужно перевоплотиться в любимого персонажа или киногероя. И теперь они должны в этом образе успешно выступить и победить всех соперников, ведь они намного сильнее обычных людей. У детей хорошо развита фантазия, поэтому этот способ весьма эффективен.

Источник



10 советов родителям застенчивых детей или кошмар перед утренником

Настроить детей на удачные выступления помогут несколько моментов

Вы еще в сентябре заказали в интернет-магазине костюм Молнии Маккуина. Или платье Элли из «Волшебника Изумрудного города». Чтобы почтальоны успели доставить наряд к детскому новогоднему утреннику. И вот заветные одежды примерены, роль в сценарии получена и отрепетирована, приближается день Х, а в доме только и разговоров, что «у меня ничего не получится». Не получится поклон, плохо выйдет танец снежинок, забуду стихотворение, все станут надо мной смеяться.

Паника перед публичными выступлениями – один самых распространенных страхов. Дома ребенок может цитировать с любого места «Сказку о царе Салтане», но теряет дар речи, когда нужно рассказать четверостишие Деду Морозу на детсадовской елке. Этот страх, как и многие другие, преодолевается постепенно, когда ребенок оказывается в ситуациях, побуждающих его что-то рассказывать другим людям.

Настроить детей на удачные выступления помогут несколько моментов:

  1. Не принуждайте. Есть большая вероятность, что страх перед публикой утихнет сам, если поначалу разрешить ребенку быть на праздниках наблюдателем, а не солистом. Особенно, если это первый утренник в детском саду и ребенок лишь недавно адаптировался. Постарайтесь убедить воспитателя, что в этот раз вы возьмете тайм-аут, поучаствуете в групповых песнях и играх, но читать стихи попробуете в следующий раз, когда ребенок освоится. А пока пусть он посмотрит на одногруппников, согласных выступать перед аудиторией, и увидит, что в этом нет ничего страшного.
  2. Посещайте утренники. А также школьные концерты, и открытые уроки, на которых приглашают родителей, и совместные собрания, для которых ученики готовят номера. Главные зрители, для которых дети играют в сказке и исполняют танец снеговиков – это, конечно, родители. Входя в музыкальный зал, малыши первым делом ищут глазами мам и пап, и, обменявшись с ними улыбками, чувствуют себя увереннее. Они все равно волнуются, но волноваться вместе с близким человеком гораздо легче.
  3. Играйте в ролевые игры. Возможность представить себя ведущим концерта, конферансье в цирке или диджеем на радио раскрепощает и «разговаривает» ребенка, пусть даже сегодня его единственные зрители – это бабушка и дедушка. Здорово, когда взрослые готовы активно поддерживать игру маленького оратора: не жалеть аплодисментов, участвовать в импровизированных интервью, выступать в роли операторов, записывая выступление на камеру, а затем просматривая вместе видео и хваля ребенка за интересную затею.
  4. Подключайте детей к разговорам. Застенчивые дети неловко себя чувствуют, когда им приходится встречаться с другими взрослыми, заходить в лифт с соседями, обращаться к новой воспитательнице. Если вы случайно встретили на улице знакомого, ненавязчиво вовлеките ребенка в общение. Пара вопросов, обращенных к малышу, доброжелательный взгляд, упоминания о ребенка в рассказе о домашних новостях или о том, откуда вы идете – и вот он тоже чувствует себя участником разговора, даже если пока просто молчит, кивает и отвечает на вопросы «тети» улыбкой. Однажды ребенок может вас удивить, вставив в разговор настоящую реплику, и уж тогда, конечно, не ругайте его за то, что перебил взрослых. Можно сказать, что ребенок тренируется выступать перед очень маленькой аудиторией.
  5. Позволяйте ребенку баловаться. Не делайте серьезное лицо, когда дома он обезьянничает, играет в переодевания или изображает смешные звуки. Если ребенок хохочет и по-настоящему наслаждается игрой, значит, с вами он максимально расслаблен и делает то, что не решается исполнить на людях – пробует свои актерские способности. Если сейчас не говорить ему: «Прекрати паясничать», то, возможно, в будущем исполнять роль в спектакле ребенку будет значительно легче.
  6. Расскажите, как справиться с волнением. Потренируйте дома дыхательное упражнение: глубокий вдох – задержать дыхание на две секунды – выдох, повторить несколько раз перед выходом на сцену. Если малыш боится публики в зале, предложите ему представить, что он поет или рассказывает стихотворение для одного зрителя, который ему очень нравится: например, для лучшего друга или мамы. А, может быть, наоборот, ребенок захочет вообразить, что в зале никого нет, и он поет для себя – «помнишь, точь-в-точь как ты пела любимые песни в наушниках в своей комнате?»
  7. Давайте положительную оценку роли. Даже если стихотворение для конкурса чтецов лично вам кажется наивным, а реплики в роли – трудными для запоминания, не говорите ребенку: «Ну и стихотворение тебе дали!» или «Да такую роль и не выучишь!» Это сразу настраивает на то, что у него ничего не получится, да и задание перестает нравиться. А хорошо справиться с выучиванием текста можно, только если понимаешь, о чем рассказываешь зрителю, и если текст тебе нравится. Поэтому если вы слегка преувеличите свою радость от того, какое интересное стихотворение досталось вашему чтецу, то и он поверит в то, что выступление оценят остальные.
  8. Расскажите, что нравится зрителям. Дети переживают, что не понравятся публике, поэтому перед выступлением можно дать им несколько советов. Конечно, все зрители довольны, когда рассказчик не забывает слова, говорит четко и с выражением, но еще очень важно выступать с улыбкой и глядя в аудиторию. Это вызывает доброжелательное отношение и аплодисменты. Ты все еще не уверен? А давай, попробуем поиграть в уверенность, как будто ты уже ничего не боишься: нужно просто поднять выше голову, улыбнуться и рассказать свое стихотворение. Порепетировать такую игру в уверенность можно дома, читая стихи вслух перед зеркалом.
  9. Учите роль в игровой форме. Монотонное заучивание реплик кажется детям скучным. Откажитесь от него и учите текст в повседневных играх. Рассказывая сказку по ролям по дороге в садик. Или, раскачивая ребенка на качелях во дворе, сами прочитайте ему заданное стихотворение под мерный ритм качелей – многим детям достаточно несколько раз услышать текст в исполнении других, чтобы выучить его наизусть. Веселая репетиция расслабит ребенка и не будет ассоциироваться у него с принуждением.
  10. Похвала творит чудеса. «Я красиво станцевала?», «Какая из наших песен понравилась тебе больше всего?», «А меня было хорошо слышно?» – дети задают множество вопросов после утренников и очень ждут одобрения. Поэтому главное правило – подбадривать их до представления и хвалить после. Даже если не все прошло идеально, найдите в выступлении что-то очень хорошее: «Ты все движения станцевала правильно и была очень красивой», «Как здорово, что ты смог выучить и спеть целых три песни», «Ты сегодня такой молодец, улыбался зрителям и поклонился после выступления».
Читайте также:  Как настроить прицел для контр блокс

Воспитание смелости займет какое-то время, а поможет этому практика. Не стоит все время оставлять ребенка в стороне от общественной деятельности. Детям полезно проходить испытание сценой. Это не только помогает справиться со страхом творческих выступлений, но и в дальнейшей перспективе позволяет застенчивым детям не бояться говорить в других важных ситуациях: спросить учителя, можно ли выйти в туалет на уроке, ответить на приветствие гостей, уточнить слово, которое не расслышал.

Большие помощники в преодолении страха сцены – хореографические кружки, музыкальная школа, театральная студия, все эти виды творческой деятельности связаны с публичными выступлениями. Но, конечно, не нужно отдавать ребенка в студию народного танца, если он сам этого не хочет. Можно раскрепощать и другими методами. Например, устраивать вечера семейного чтения, чтобы практиковать навык чтения текста вслух. И в целом – побольше разговаривать на разные темы: что ребенку понравилось в фильме, на который вы только что сходили, что интересного сегодня происходило в классе, что он думает по поводу новой компьютерной игры. Поначалу ребенок будет делиться мнением только с вами. Но постепенно начнет вести себя более раскованно и перед другими людьми, будь это гости, Дед Мороз или совершенно незнакомая публика. И у него обязательно все получится!

Новое видео:

Новое видео:

Источник