Меню

Как подключить два вентилятора охлаждения

Сообщества › ВАЗ: Ремонт и Доработка › Блог › 2 скорости вентилятора на инжекторный авто с новым радиатором.

В общем тема не нова, известна думаю многим и нет смысла все расписывать и описывать досконально. Но если все же в 2х словах, то данное решение позволяет избавиться от частых включений вентилятора охлаждения, нет просадок напряжения(хотя у меня их и не было за счет хорошего генератора и автоматического РН на 14.5В), не падает ХХ при включении вентилятора. Да и нет вибрации по кузову с родным 4х лопасным вентилятором. Штатная работа вентилятора охлаждения осталась на месте.

Вентилятор охлаждения теперь включается на половину мощности при температуре в 92 градуса, а максимальная скорость будет при достижении 96 градусов(судя по прошивке).

Получилось вот что:

Для этого понадобились такие компоненты как:
1. Тройник под датчик охлаждения с газели, стоимостью 150 рублей. Попилен женой болгарина и завальцован молотком с обработкой напильником.
2. ДТОЖ от классики 92/87 градусов. Рублей 100.
3. 2 хомута под патрубок. Какой размер — хз. Просто под данный патрубок и все…
4. Реле 4х контактное на 70А + разъем. Стоимостью 160 рублей с фишкой.
5. Предохранитель на 30А выносной. Я поставил в цепь питания на 30 контакт реле.
6. Обжимные фишки + обжимка(можно и узкими пассатижами) и термоусадка были.
7. Разные провода 4 метра.
8. Фишки мама/папа на вентилятор, ибо я не хотел резать изоляцию. Разъединяется «родная» фишка вентилятора, наша купленная соединяется между собой, плюсовой контакт изолируется, а минусовой используется для подключения к нему сигнала от реле.
9. Сопротивление с классической печки на 1,5 Ом. Можно и 2-2,5 Ом сопротивление поставить, но я не смог в своем городе найти сопротивление с печки УАЗика. Так что довольствуемся тем что есть. На вентилятор подается 6,6 В по мультитестеру.

Режется нижний патрубок радиатора в случае если Ваш радиатор нового образца без заглушки под ДТОЖ. Тройник ставить так, чтобы контакты датчика стояли под 90 градусов, а не как у меня на фото(я чуть упустил данный момент, корпус печки немного не садится как надо). Но это уже при замене ОЖ будет поправлено.
Если же у Вас радиатор старого образца, либо Лузаровский универсальный, то патрубок резать не надо. На данных радиаторах имеется заглушка под ДТОЖ.

87 контакт скручиваем либо припаиваем к черному проводу вентилятора(ориентируйтесь по проводам от самого вентилятора, а не по центральной проводке, ибо цвета могут отличаться. Еще как вариант — прозвонить мультитестером). «Плюс» на вентилятор у нас постоянный на него подается, а вот управляется массовым сигналом(может отличаться по годам выпуска судя из комментариев).
86 контакт можно подключить напрямую к «плюсовой» клеме АКБ. Обмотка реле на себя напряжение не тянет.
85 контакт реле подключаем в разрыв через датчик температуры охлаждающей жидкости(ДТОЖ). Датчик в нашем случае выполняет роль автоматической кнопки.
30 контакт подключаем напрямую к минусовой клеме АКБ через предохранитель, потом подключаем резистор сопротивления и потом в реле.

Читайте также:  Как подключить кроссовер герц

Сам резистор сопротивления был притянут к корпусу вентилятор охлаждения обычным хомутом. Резистор крепить в районе потока воздуха от вентилятора для его охлаждения. Греется во время работы хорошо.

В общем все… Вентилятор за весь вечер активных покатушек и пробок ни разу не включился на полную. Все на автомате, нет скачков и просадок оборотов на ХХ. Мне нравится. Вентилятор продолжает кратковременно работать даже после выключения зажигания.

Так же в данную схему без проблем можно добавить кнопку принудительного включения вентилятора — обязательно использовать реле, управляющий плюс катушки реле(85 контакт например) брать от главного реле из салона, управляющий минус(86 контакт) через кнопку включения вентилятора, на 30 и 87 контакты подключить контакты ДТОЖ. Все это нужно для того, чтобы вентилятор выключался при выключении зажигания и исключалась возможность постоянной работы вентилятора в случае забывчивости водителя.
Хотя ИМХО — лишняя эта кнопка при таком решении.

Всем ни гвоздя ни жезла!

Цена вопроса на колхозный ништяк: 700 рублей
Описание и схема подправлены. Ну и к слову — данную схему можно использовать и для карбовых авто. Просто нужно датчика, один «зубильный» для радиатора, а второй «классический» для тройника(хотя можно и наоборот). Ну это если не получится найти 2х режимный датчик включения вентилятора от ино.

UPD 22.07.2013 Ставили другу аналогично на ВАЗ 2115, 2006 г.в. — по схеме пришлось поменять полярность подачи напряжения на вентилятор. У него управляется не «минусом», а «плюсом».

Источник

Всем привет! Решил сделать подробную запись о подключении автомобильного электромагнитного реле. Описать в подробностях как сделать двухскоростную схему подключения. Ориентироваться буду на «совсем новичков». Сначала немного теории. На фото ниже «вид снизу» стандартного 5-ти контактного реле. Оно состоит из общего (переключающегося) контакта, который обозначается цифрой «30». Он в самом низу фото, вертикально. Над ним, в середине реле находится горизонтальный контакт — это «87а». Этот контакт называется «нормально замкнутым». Это означает, что 30-й (общий, переключающийся) замкнут с ним когда реле обесточено и разомкнутый, когда на реле подаётся питание… Ещё выше — 87-й контакт. Он называется «нормально разомкнутым» и, соответственно, действует противоположно 87а. Еще два вертикальных контакта по бокам — 85-й и 86-й. Это питание обмотки реле. Полярность ему не важна, если реле не содержит встроенного диода подавляющего ЭДС самоиндукции обмотки. Так что тут надо быть внимательным!

Касаемо колодок для реле — тут всё также — просто внимательно смотрим при установке пинов и всё!

Ну и в последнюю очередь перейдём к подключению вентиляторов. Ниже схема — осталось научиться её читать! И это не трудно! Смотрим!

Итак, приступим! При включении датчика «87 — 82» (S1 на схеме), который установлен в разрыв штатного питающего провода от замка зажигания (ACC), срабатывает реле «Rel3», которое через предохранитель «F1» подаёт питание на плюсовой провод питания одного из вентиляторов «M1». Минус его (вентилятора) в свою очередь через переключающийся и нормально замкнутый контакты (30 — 87а) реле «Rel1» и эти же контакты реле «Rel2» соединяется с плюсом второго вентилятора, минус которого уже прямо подключён на массу. При срабатывании датчика «92 — 82» (S2 на схеме) включаются реле «Rel1» и «Rel2», «Rel3» при этом остаётся включенным и также подаёт питание на первый вентилятор «M1». «Rel1» при этом переключает минусовой провод вентилятора «M1» на массу обеспечивая его полным напряжением питания и выводя при этом на полную скорость! Вентилятор «M2» при этом минусом подключён на массу постоянно, а плюс его посредством реле «Rel2» переключается на плюс бортовой сети идущий через предохранитель «F2». Два предохранителя ставить обязательно, такая схема в отличии от схемы с одним предохранителем даёт дополнительную отказоустойчивость! По сути две отдельные схемы работают на второй скорости и если сгорит один из предохранителей или реле — остановится только один вентилятор, второй будет работать!

Читайте также:  Как подключить мультиэкран триколор тв на gs b211

Ну а далее мои корявые зарисовки с наглядным пояснением «что и куда!» Цифра «1» — датчик 87 — 82, цифра «2» — датчик 92 — 82. М1 и М2, соответственно — вентиляторы.

Предохранители на этом художестве не показаны, но они ОБЯЗАТЕЛЬНЫ К УСТАНОВКЕ! По проводке — ток потребления одного вентилятора на полную скорость равен напряжению питания (в случае с вентиляторами от 214 Нивы — за другие не знаю)! Для простоты расчётов напряжение примем за 14 вольт и, соответственно, ток тоже 14 ампер. Для провода 2.5 мм. кв. длиной 1 метр падение на нём составит примерно 0.2 вольта. Это не много, но я буду использовать 4 мм. кв. Сегодня на этом всё. Завтра, возможно, буду это всё изготавливать! Если так, то будет ещё одна запись!
Всем ровных дорог!

Источник

ГАЗ 31 › Бортжурнал › Установка сдвоенного электровентилятора с двумя скоростями Ч.1

На моей Волге давно уже вентилятор охлаждения плохо себя чувствовал (при вращении сильно люфтил на оси, видимо развалился подшипник). Нет он пока еще не умер, но ждать пока это произойдет в самый неподходящий момент нет желания. Решил купить спаренный вентилятор от Шевроле Нивы, да не просто его установить, а организовать его ступенчатое вращение, на вентиляторах для этого уже установлено сопротивление. Долго курил различные форумы и было уже отказался от своей затеи в пользу одновременного плавного пуска двух вентиляторов (Вариант схемы №1).
Но посидев вечерком со своей схемой понял, что изначальный вариант проще и вроде менее затратен.
Нарисовал новую схему (Вариант схемы №2). Сразу оговорюсь, что в электрике не силен и возможно в схемах что-то неправильно, поэтому если среди читателей есть понимающие в электрике люди, буду благодарен за любые подсказки.

Раздобыл еще одну схемку последовательно-параллельного включения, пожалуй самая адекватная (картинка №3). Единственное пугает наличие 3-х реле.

Читайте также:  Как подключить к сипу обычный провод

Описание схемы:
Если Вы хотите чтобы вентиляторы могли работать на малых и на больших оборотах в зависимости от нагрева двигателя то потребуется установка дополнительного реле, которое будет переключать вентиляторы из последовательного в параллельное соединение. Управление этим реле можно сделать ручным или автоматическим. Так же можно объединить оба способа управления. Исполнение схемы подключение вентиляторов Нива может быть различная, в зависимости от типа двигателя и Ваших предпочтений. При ручном переключении необходимо установить переключатель, лучше всего подойдёт клавиша, а для автоматического управлении дополнительный датчик включения с температурой срабатывания меньше основного.
Рассмотрим схему Подключение вентиляторов Нива в последовательном соединении. Для соединения вентиляторов последовательно нам необходимо дополнительное реле. Подойдёт универсальное пяти контактное реле типа 98.3777 которое лучше всего разместить рядом с вентиляторами. Выводы 85 и 86 этого реле это выводы катушки электромагнита. Вывод 30 подвижный контакт, а выводы 87 и 87А неподвижные контакты. Из фишки, подключенной к одному из вентиляторов, извлекаем минусовой провод, он обычно чёрного цвета. Подключаем этот провод к выводу 87А реле, а освободившееся место соединяем проводом с выводом 30. Вывод 87 соединяем с плюсовым проводом второго вентилятор. Теперь при замыкании реле вентиляторы будут подключены последовательно, а при отключённом параллельно. Из гнезда штатного реле включения вентилятора, над которым проводилось переключение, извлекаем провод, с катушки электромагнита идущий с блока управления двигателем или датчика включения и подключаем его к выводу 85 добавленного реле. Вывод 86 соединяем с массой автомобиля. Освободившийся вывод штатного реле необходимо соединить с дополнительным датчиком включения или клавишей.
На карбюраторных автомобилях можно использовать два датчика включения с различной температурой срабатывания. Например, для малых оборотов с температурой включения 78 — 82, а для полных оборотов 90 — 95. Поставить дополнительный датчик можно в верхний патрубок. Для инжекторных двигателей несколько проще, если есть место на радиаторе то поставьте датчик туда. Если места нет то можно сделать вставку в верхний патрубок и поставить там.
Как работает схема подключение вентиляторов Нива описанная выше? При достижении температуры двигателя порога срабатывания датчика с низкой температурой сработает реле к которому он подключён. При этом ток от предохранителя через контакты реле поступит на плюсовую щётку первого вентилятора. Затем пройдя через обмотку якоря на минусовую щётку и через контакты дополнительного реле на электродвигатель второго вентилятора. На коллекторах электродвигателей будет ½ от напряжения бортовой сети. Это приведёт к снижению оборотов в двое, а соответственно уменьшится шум.
Если температура двигателя достигнет порога срабатывания второго датчика или температуры включения вентиляторов ЭБУ, то питание получат катушки дополнительного реле и реле второго вентилятора. Подвижный контакт дополнительного реле переключит провод от электродвигателя вентилятора на массу автомобиля, в тоже время замкнётся реле второго вентилятора. Это приведёт к переключению вентиляторов в параллельное соединение.

Буду делать по последней схеме.
На этом пока все.

Источник