- Как подключить розетку прицепа? Распиновка по цветам, схемы
- Виды розеток прицепов
- Схемы подключения (распиновка)
- Что говорит ГОСТ 9200-76
- Распиновка
- 7 PIN
- 13 PIN
- 5 PIN (ISO 1724)
- Дополнительные разъемы
- Зачем нужен электронный блок согласования
- Что необходимо для подключения
- Особенности подключения розетки
- Классический способ
- Универсальный метод
- Vof4eG › Блог › [Электрооборудование] Часть 3: Розетка прицепа
- Лада Гранта Чернушка Реинкарнация › Бортжурнал › Хэлп! Фаркоп, прицеп и неполадки.
Как подключить розетку прицепа? Распиновка по цветам, схемы
Розетка фаркопа — устройство, необходимо для подключения разных сигналов и обеспечения работоспособности электрики на прицепе: тормозов, поворотников, габаритных огней, подсветки номерного знака и т. д.
Ниже рассмотрим основные виды розеток, поговорим о схемах подключения и особенностях распиновки. Отдельное внимание уделим назначению электронного блока согласования и нюансам соединения розетки.
Для примера приведем принцип подключения устройства на Нива Шевроле, лодочного прицепа ЛАВ, ВАЗ-2110 и ряда других транспортных средств.
Виды розеток прицепов
При выборе розетки для легкового автомобиля обратите внимание на разновидности изделия.
В продаже имеется два типа (по количеству жил):
13-жильная розетка имеет больший функционал и подходит для многих машин из Соединенных Штатов или ЕС. Но ее покупка обойдется в большую цену, а подключение потребует более высокого уровня мастерства.
Иногда происходит ситуации, когда на машине 7-пиновая, а на прицепе 13-пиновая розетка (или наоборот). Это не проблема, благодаря наличию переходников с 13 на 7 или с 7 на 13.
Схемы подключения (распиновка)
При изучении схемы подключения розетки прицепа и фаркопа автомобиля важно ориентироваться на действующие ГОСТы и правила. В них указываются требования государственных органов, позволяющие избежать ошибок при соединении и эксплуатации девайсов, а также при проверке схемы электрического соединения.
Что говорит ГОСТ 9200-76
Одним из главных документов, позиционирующих подключение 7-контактных разъемов для легковых и грузовых автомобилей, а также тракторов, является ГОСТ 9200-76. Он утвержден и введен в работу еще в 19.01.1976 года и действует до сих пор.
Стандарт соответствует следующим ISO:
Перед появлением ГОСТ 9200-76 действовал документ ГОСТ 9200-59, но с появлением новых правил он утратил силу.
Здесь рассматриваются следующие типы размеров:
По желанию потребителя на тягачах для авто, а также прицепах и полуприцепах с напряжением 24 В разрешается использование 12N.
Схемы и распиновка разъемов 24 N.
Розетка, тип 24N на номинальное напряжение 24 В
Вилка, тип 24N на номинальное напряжение 24 В
Назначение контактов 24N
Схемы и распиновка разъемов 24 S.
В ГОСТ 9200-76 особое внимание уделено техническим требованиям. В частности, разъем должен обеспечивать стабильное подключение при токе до 40 А. Важно, чтобы штыри и гнезда не прокручивались в своих местах, а их обозначение должно наноситься надежным способом с гарантией хорошей читабельности.
Допустимое превышение температуры не должно составлять более 45 градусов Цельсия при токе нагрузки на 25% больше номинального.
Распиновка
При подключении розетки прицепа и фаркопа необходимо учитывать тонкости распиновки. Рассмотрим каждый из вариантов отдельно.
7 PIN
7-контактные розетки для прицепов применяются в России и Европе. Тип — 12 N, ISO 1724.
Обозначение ножек имеет следующий вид:
В случае с американской версией розетки на 7 PIN размещение контактов немного отличается. Здесь изменен разъем контакта движения задним ходом, а также нет раздела по габаритам слева и справа. В ряде машины из США не разделяются габариты и СТОП-сигналы, которые идут в одном проводе.
Как вариант, можно собрать «русскую» схему. Ее особенность такова, что провод на ПТФ может отсутствовать или же он будет только один, подключаемый к 7-му контакту вилки. При этом 5-й контакт не применяется или закорочен 7-м.
Один из примеров 7-пинового девайса — металлическая розетка ATE-05 от производителя Airline. Это наиболее прочное изделие для фаркопа без резинки пыльника.
13 PIN
При выборе 13-пиновой розетки (ISO 11446) количество разъемов больше, поэтому необходимо быть более внимательным при подключении.
Рассмотрим главные элементы:
Имея перед глазами распиновку розеток прицепа и фаркопа, можно с легкостью выполнить подключение и провести ревизию электрики (в случае неисправности).
В Европе пользуются спросом 7-пиновые (ISO-1724) и 13-пиновые (ISO-11446) разъемы. Как видно из приведенной выше распиновки, 13-контактная версия дает больше возможностей и имеет лучшую защиту от воды и загрязнений.
Разъемы работают на системах с напряжением 12 В, но для 7-контактного разъема могут быть исключения. Они часто работают на 6 и 24 В. Так, автомобили и прицепы с 6-вольными системами могут использовать 7-ми 5-ти контактный разъем.
5 PIN (ISO 1724)
Розетка с пятью контактами почти идентична с 7-пиновым разъемом, который рассмотрен выше. Разница в том, что у него нет первого и четвертого контакта. Такую розетку можно встретить на старых машинах, и сама проводка может отличаться от того, что указано в действующем стандарте. При желании такую вилку легко заменить на 7-контактную.
Дополнительные разъемы
Кроме рассмотренных выше, существуют и другие типы разъемов. Мы не будем останавливаться на них подробнее, а лишь кратко упомянем об иных видах розеток и укажем их распиновку.
7-контактный разъем для АБС и ЕБС (ISO 7638-2).
2-контакрный разъем контакт 2 (54G) с учетом DIN 72552. + 12V постоянный — задние противотуманные фары и + 12V через замок зажигания – фонари заднего хода.
7-пиновая розетка для прицепа вида 12S и типа ISO 3732.
Распиновка по цветам.
15-контактный разъем по ISO 12098 для тяжелых коммерческих прицепов и грузовых машин.
7-контактная розетка для АБС / ЕБС по ISO 7638-1 для подключения 24 В систем EBS и ABS на тяжелых прицепах.
7-пиновый разъем по ISO 1185 для тяжелых / коммерческих грузовиков (на более новых авто он не применяется).
7-контактная розетка ISO 3731. На более новых машинах заменена на ISO 12098 и 7638.
Зачем нужен электронный блок согласования
Далеко не во всех случаях можно просто соединить розетки фаркопа и прицепа. Если машина имеет сложную электронику, потребуется блок согласования.
Его применение позволяет избежать ошибок при тестировании работы светового оборудования и электрики транспортного средства.
Кроме того, блок согласования — неизменная вещь, когда необходимо передача сигнала с помощью мультиплексной шины.
Схема подключения имеет следующий вид:
Для корректной работы блок необходимо подключить к аккумулятору и правильно соединить провода (с учетом распиновки).
Схема подключения показана ниже.
Что необходимо для подключения
Перед подключением розетки прицепа необходимо подготовиться и заранее купить необходимый материал.
В пакет входит следующее оборудование:
Указанного оборудования, как правило, достаточно для проведения монтажных работ. Если чего-то не хватает, дефицитные элементы можно докупить отдельно.
Особенности подключения розетки
При соединении розетки прицепа и фаркопа в легковом и грузовом транспорте необходимо учитывать ряд особенностей.
Выделим основные моменты:
Выделяется два способа монтажа розетки — стандартный и универсальный. Первый вариант применяется в ситуации, если на фаркопе уже имеются необходимые разъемы, а второй способ оптимален для автомобилей, на которых установлен электронный блок управления.
Классический способ
При стандартном методе подключения сделайте следующее:
При подключении розетки строго следуйте рекомендациям производителя, ведь в ином случае возможно повреждение проводки.
Универсальный метод
Универсальный способ подключения розетки применяется в легковых или грузовых автомобилях, где стоит ЭБУ. Обычное решение, рассмотренное выше, здесь не подойдет, ведь электронный блок управления отвечает за контроль задних осветительных устройств.
Если вмешаться в проводку, на приборной панели появится ошибка, а все освещение транспортного средства будет отключено. Для решения проблемы нужен блок согласования, о котором упоминалось выше. Лишь после его подключения можно соединять розетки прицепа и фаркопа с учетом имеющихся требований.
После подключения следуйте нескольким советам, позволяющим продлить срок эксплуатации оборудования.
Схема подключения блока согласования «Smart Connect» 7 pin с выключателем противотуманных фар.
Источник
Vof4eG › Блог › [Электрооборудование] Часть 3: Розетка прицепа
Разбирался с разновидностями прицепов «Скиф» — узнал что под них отличается распиновка розетки. Как с современными прицепами так и между собой. Вспомнил про некоторые нюансы с розетками, которые видел ранее, решил немного обобщить чтобы не забыть.
Рассматривать буду только 7-ми контактную розетку типа ПС-300.
Современные прицепы чаще всего подключаются по следующей схеме (ГОСТ 9200-76 и ISO 1724):
1 — Указатель поворота левый
2 — Фонарь противотуманный задний
3 — Масса
4 — Указатель поворота правый
5 — Задний габаритный и контурные правые фонари, фонарь освещения номерного знака
6 — Стоп-сигнал
7 — Задний габаритный и контурные левые фонари, фонарь освещения номерного знака
На современных прицепах МЗСА габаритные огни подключены только к контакту 7, это сделано для того, чтобы можно было без переделок подключать к старым отечественным автомобилям.
На прицепах «Скиф-М1» (выпускался с 1981 по 1987) и «Скиф-М2» (выпускался с 1987 по 1993) схема несколько отличается:
1 — Указатель поворота левый
2 — АКБ +
3 — Масса
4 — Указатель поворота правый
5 — Задний габаритный правый фонарь, фонарь освещения номерного знака
6 — Стоп-сигнал
7 — Задний габаритный левый фонарь, фонарь освещения номерного знака
Ну и раз затронул тему розеток, то приведу распиновку розетки прицепа на тракторах МТЗ:
1 — Указатель поворота левый
2 — Звуковой сигнал
3 — Масса
4 — Указатель поворота правый
5 — Задний габаритный правый фонарь
6 — Стоп-сигнал
7 — Задний габаритный левый фонарь
Обещал 13-ти контактную розетку не трогать и не буду. Она нужна для тех кто таскает прицеп-дачу, но многие владельцы этих автомобилей тоже предпочитают пользоваться 7-ми контактной розеткой, от чего в гугле можно встретить кучу неправильных (не соответствующих стандарту) схем, ведь хочется и питание постоянное в прицеп подать и заднего хода фонарь чтобы горел. Один вариант неплохой я видел:
1 — Указатель поворота левый
2 — (Через переключатель) Фонарь противотуманный задний/фонарь заднего хода
3 — Масса
4 — Указатель поворота правый
5 — (Через выключатель) АКБ +
6 — Стоп-сигнал
7 — Задние габаритные фонари, фонари освещения номерного знака
Что мне в этой схеме понравилось:
+ Можно фонарь противотуманный на прицепе использовать в качестве фонаря заднего хода в темное время суток;
+ Можно навесить на прицеп камеру заднего вида;
+ Можно подавать питание на прицеп-дачу при необходимости, а в случае обычного прицепа просто загорится правый габаритный фонарь, а левый будет работать в штатном режиме;
В качестве альтернативы в случае необходимости подключения питания на прицеп-дачу можно использовать розетку Р9-1М
Источник
Лада Гранта Чернушка Реинкарнация › Бортжурнал › Хэлп! Фаркоп, прицеп и неполадки.
Доброго времени суток!
Планировал написать эту статью про приобретение прицепа, но к сожалению, это омрачилось неприятными подробностями, описанными ниже. Буду благодарен за любой совет!
Итак, у чернушки состоялся первый более-менее серьезный дальняк в 700 км: мы с отцом поехали в гости к родственникам в московскую область.
Машина себя показала отлично, по приезду туда усталость была небольшая, в отличие от ранее совершенной поездке на семерке. Средний расход также приятно удивил и составил 5,5л.
У родственников оказалось множество ненужных строительных материалов, инструмента и т.д., которые они передали нам, и которые пригодились бы для обустройства гаража и т.д. (разборные железные строительные леса, теплоизоляция, трубы, коммерческий линолеум и т.д.)
Возникла задача, каким именно образом все это привезти. Багажник на крышу? Дорого, неудобно в дальнейшей эксплуатации. Решили тут же купить прицеп.
Первым делом заехал в областной центр и купил в «Би-Би» фаркоп в сборе (2100 руб.)
Установили в местном автосервисе, где по словам брата, работает матерый электрик, лучший в округе. Честно говоря, зная бы заранее, я установил все сам, но тут время поджимало и нужно было поставить срочно.
Стоимость установки конечно, была многократно выше, чем в Саранске — 3000 руб.
Ставили часа полтора, в конце вместе с мастером-приемщиком проверили работу, по инструкции прошлись с пробной отверткой по контактам фаркопа согласно инструкции, все было ок!
Обзвонив все магазины вокруг по наличию прицепов и не получив положительного результата, брат рассказал про магазин, где очень большой ассортимент прицепов и в наличии («Планета Железяка»), + отдал дисконтную карту. Правда, располагался магазин не в области, а в самой Москве, поэтому с утра пораньше поехали. Пробок не застали, благо расположен возле МКАД.
Купили в итоге прицеп МЗСА 817701. 38 900 руб. + тент + дуги. Итого все вместе с фаркопом и пошлиной за номера вышлоа 52 000 руб.
Технические характеристики прицепа:
Вид: Бортовой
Тип подвески: Рессора
Полная масса, кг.: 750
Грузоподъемность, кг.: 530
Габаритные размеры: 3775x1720x873
Внутренние размеры кузова: 2453x1231x290
Дорожный просвет, мм: 172
Колея колес, мм: 1522
Погрузочная высота, мм: 582
Площадь пола платформы, м2: 3
Кол-во осей: 1
Кол-во колес: 2
Размер колеса: 165/70 R13
Наличие тормоза: нет
Прицеп очень здоровый, вместе с тентом 88 см высотой почти в мой рост. Благодаря длинному кузову (2,40) можно возить профнастил и другие длинномеры, что для деревни родителей настоящая находка, учитывая непомерные цены за доставку чего-либо. Если разложить передний и задний борта + установить удлиненное дышло, можно возить грузы длиной метров в 5.
Оформили, отец как обычно не стал заморачиваться и весь геммор переложил на меня, соответственно, я стал собственником автоприцепа с первой текущей обязанностью получить номера. Начали проверять работу, я сидел, включал разные световые сигналы, отец с работником магазина смотрели работу, говорили все ок. Тут сотрудник ушел, я на всякий случай посадил отца за руль и сам еще начал все смотреть. Оказалось, что не работает стоп-сигнал, а отец этого не заметил, когда проверял, и принял габариты за стоп. Начали смотреть причину, тут увидели, что сгорел предохранитель. Поменяли, нажал на тормоз — искра в блоке, предохранитель снова сгорает! Пошли к продавцу в отдел прицепов, тот захватил спец. тестер (коробочка, в которой находятся аккумулятор + вилка фаркопа + куча тумблеров, имитирующих работу светотехники (поворотников, габаритов и т.д.) и пошли с ним на парковку к машине. Подключил свой аппарат к прицепу и начал искать. После непродолжительного тестирования был вынесен вердикт, что были неправильно подсоединены пара проводов в заднем фонаре, вследствие чего стоп в прицепе был замкнут на габариты и предохранитель сгорал, т.к. не был расчитан на такой сильный ток (стоял на 10А). Исправил — все работает. Поехали обратно (110 км), светотехника прицепа все это время работала нормально.
Нагрузили прицеп по полной, собрались в ночь уезжать, отъехали буквально 1 километр и тут перестала работать панель приборов и габариты. Оказалось, снова сгорел предохранитель стоп-сигнала, а в придачу к нему и предохранитель габаритов (5А). Поменяли, нажал на стоп — он ненадолго включается, но тут же предохранитель снова сгорает. Вспомнив версию о повышенном токе при работе с прицепом, решили рискнуть и увеличить номинал предохранителя, поставили 20А вместо 10А. То же самое! На 25А — стопы не работают, причем при нажатии на стоп лампа габаритов к тому же становилась тусклее (будто коротит). Опасные эксперименты прекратили, вернули предохранитель на 10А, отключили прицеп от электрики. Теперь лампы стопа на прицепе уже вообще не загорались! Вернулись назад.
Начал гуглить, появилась еще одна версия: т.к. гранта уже оснащается CAN-шиной, теоретически возможна ситуация, когда «мозги» машины начинают неадекватно реагировать на повышенный забор тока при подключении электрики прицепа и вследствие этого разные глюки и даже выход систем из строя! Для лечения фаркоп устанавливается не напрямую, а через специальный модуль Smart-коннектор CAN. Но скорее всего подозреваю коротыш.
Уважаемые друзья, если кто может чем-то помочь с советом, жду!
Источник