Меню

Как подключить несколько колонок к одному сабвуферу

Подключение акустических систем

В профессиональной работе со звуком очень важно понимать основные принципы коммутации разных видов оборудования, это позволяет легче и быстрее добиваться качественного звука и продлить жизнь аппаратуры.

Рассматривая в этом свете акустические системы можно выделить три вида: активные, пассивные и трансляционные акустические системы. Для каждого вида есть свои особенности, которые мы рассмотрим в этой статье.

Итак, считаем, что вы выбрали акустическую систему и купили ее. После распаковки оборудования первым делом возникает вопрос подключения.

Активная акустика. Главное отличие активной акустики от пассивной – наличие встроенного в ее корпус усилителя. Это значит, что подводимая мощность звукового сигнала к активной акустической системе (далее АС) значительно меньше, чем к пассивной. Поэтому в этой акустике применяются свои кабеля и разъемы, рассчитанные на меньший ток и напряжение.

Баланс и небаланс. Для качественной передачи сигнала кабель, подходящий к активной АС должен быть экранирован. Также важно понимать, что соединение может быть балансным и небалансным. Небалансным соединением (несимметричным) называется соединение с помощью одножильного экранированного провода. Балансное соединение (симметричное) – это соединение с помощью двух экранированных проводов. Один из проводов передает неизмененный сигнал (+), а второй передает сигнал в противофазе (-). Такая передача сигнала позволяет использовать устройства, которые на основе вычитания сигналов помогают хорошо бороться с помехами и наводками. На практике небалансное соединение чаще применяется в роли проводов-перемычек между оборудованием, то есть тогда, когда источник и приемник находятся рядом. Балансное соединение рекомендуется использовать на расстоянии более 20 метров и позволяет качественно передавать сигнал на 200 метров. Способы передачи сигнала в подключаемых устройствах должны быть согласованы, балансный вход должен соединяться с балансным выходом. В противном случае применяются переходники или устройства согласования способа передачи сигнала.

Hiz. Вход Hi-Z– это вход, который обладает большим импедансом и обеспечивает согласованное по сопротивлению соединение акустической системы и звукоснимателей гитары. То есть, это небалансный вход для акустической гитары, соло и бас гитары. Он еще называется инструментальным входом.

Разъемы. В набор популярных разъемов для активных АС входят разъемы XLR, RCA и TRS.

Самый популярный в акустических системах разъем – XLR.

Известен своей высокой надежностью. Пришедший в звук из авиации, разъем XLR, или как его еще называют «Кэнон», удачно прижился в большинстве устройств профессионального звукового оборудования. Наиболее привычен для нас трехконтактный вид разъема, хотя бывают они четырех, пяти, а иногда и более-контактные. Практически всегда контакты на разъеме подписаны: 1 – корпус и/или земля, 2 – сигнал плюс (+), 3 – сигнал минус (-). Может быть распаян как под небалансное соединение (используются контакты 1 и 2), так и под балансное (контакты 1, 2, 3). В разъеме используется механизм-защелка, который фиксирует положение.

Разъемы TRS и TS. Разъем “Джек” бывает трехконтактный TRS и двухконтактный TS.

Расшифровуется аббревиатура как обозначения контактов: 1 – Sleeve (гильза) земля и/или корпус, 2 – Tip (наконечник) сигнал плюс (+), 3 – Ring (кольцо) сигнал минус (-). Понятно, что штекер TS может выполнять передачу только небалансного сигнала. TRS может быть распаян и под баланс и под небаланс. По размерам разъем может быть четвертьдюймовым (TRS1/4”) и 1/8-дюймовым (TRS1/8”, 3.5 мм), еще его называют миниджек.

В народе его называют «тюльпан». Является не самым корректным соединением устройств с инженерной точки зрения. Все потому, что в момент подключения первым контактом соединяется сигнал, а не земляной контакт как должно быть. Однако благодаря своей форме и дешевизне он прочно занимает свою позицию среди популярных коннекторов. Передает несимметричный сигнал с линейным уровнем.

Практически в каждой современной профессиональной активной АС в корпусе предусмотрен сквозной выход на XLR разъеме.

Также сквозной выход используется при подключении сабвуферов и сателлитов. Важно «посадить» все акустические системы, используемые в роли портальной системы, на один стереовыход микшера – Main Mix, чтобы управлять звуком в зрительном зале одним фейдером. АС выполняющие функции мониторов подключаются на отдельные выхода микшера. Обычно в такой ситуации звук от микшера из выхода Main Mix подводится к одному/двум сабвуферам, а дальше от него/них с помощью сквозного выхода сигнал подается на сателлиты.

Получается, что если с двумя сателлитами можно подключить один сабвуфер, а звук подводится вначале к нему, то сабвуфер должен содержать два независимых канала, чтобы отдать стерео на сателлиты. Ниже на рисунке мы можем увидеть схему типичной панели сабвуфера с разъемами.

Схема подключения (один сабвуфер и два сателлита):

Схема подключения (два сабвуфера и два сателлита):

Схема подключения (четыре сабвуфера и два сателлита, напольные мониторы):

Пассивная акустика. Подключение пассивных акустических систем стоит начинать с проверки соответствия мощностей подключаемого усилителя и АС. Это самый важный вопрос. При неправильном подборе появляются искажения (перегрузки) выходного сигнала усилителя, что может привести к выводу из строя акустики. Выходная мощность усилителя должна быть равной мощности акустики или процентов на 5 – 10 больше. Лучше всего использовать усилитель на 90% мощности (что соответствует максимальной мощности АС), чем усилитель меньшей мощности на 100%, который не дотягивает до максимальных значений мощности АС. При недостаточной мощности усилителя акустика не «раскроется» полностью. Нужно следить за тем, чтобы при подборе мощностей сравнивались показатели мощности одних и тех же стандартов.

Мощность.Производители используют такие стандарты мощности как номинальная, пиковая, синусоидальная, DIN, RMS, AES, PMPO, Program power. И это еще не все существующие стандарты мощности. Некоторые мощности близки по показателям, но все же, не стоит забывать, что это разные мощности! Такое множество мощностей можно оправдать разными подходами стандартизации в разных странах. Для России родными являются стандарты номинальной и синусоидальной мощности, DIN относится к немецкому институту стандартизации, RMS, AES, PMPO– западные стандарты. Наиболее объективными считаются показатели номинальной (Nominal) и среднеквадратичной мощности (RMS), самым «несерьезным» считается стандарт PMPO, так как по нему сложно действительно объективно оценить мощность акустических систем. Существуют формулы, которые позволяют хотя бы грубо перевести одну мощность в эквивалент другой.

Читайте также:  Как подключить к компьютеру носитель ключа электронной подписи

Сопротивление. Необходимо не забывать о соответствии сопротивлений устройств. Так для усилителя в технических характеристиках обычно указываются несколько мощностей для рабочих сопротивлений (например, 2000 Вт для 8 Ом / 4000 Вт для 4 Ом / 6000 Вт для 2 Ом). Наиболее популярные сопротивления АС – 8 и 4 Ом, а с сопротивлениями 2 Ом не каждый усилитель сможет работать. Эти особенности перекликаются с известными понятиями последовательного и параллельного соединения АС. Часто бывают ситуации, когда на стереоусилитель нужно нагрузить четыре колонки. Если, к примеру, подключить четыре 4-омных колонки к двухканальному усилителю последовательно, то их суммарное сопротивление составит 16 Ом. Мы не опускаемся до опасных значений сопротивления, но теряем в мощности при таком соединении. При параллельном соединении вырастает выходная мощность, однако, в нашем случае сопротивление падает до 2 Ом. Это означает, что усилитель будет заметно больше греться из-за большего тока. И вообще, до использования такого подключения следует удостовериться в паспорте усилителя, что он работает с 2-омной нагрузкой, а то быть беде. Считается, что на 2-омной нагрузке снижается способность усилителя контролировать движение диффузора динамика, что может проявиться в размытом звуке баса.

Сечение провода. Все, наверное, понимают, что хотя сопротивление кабеля низкое, но оно есть, а значит, вызывает все-таки падение напряжения. То есть, уровень сигнала падает, особенно на высоких частотах. Фишка в том, что сопротивление зависит не только от материала и длины провода, а и от площади его поперечного сечения. Чем больше сечение – тем меньше сопротивление. В технических характеристиках к кабелю должно указываться погонное сопротивление. Это значит, что вооружившись калькулятором, вы можете подсчитать, отталкиваясь от нужной вам длины, какое сопротивление будет у проводов.

Фаза. При подключениях пассивных АС очень важно соблюдать совпадение фаз динамиков. Это значит, что диффузоры всех динамиков в любой момент времени должны смещаться в одном направлении. Обычно для удобного подключения на динамиках и проводах отходящих от них производитель обозначает контакты пометками (+) и (-). При неправильной фазировке, диффузоры динамиков будут двигаться в противоположном направлении и тем самым гасить в ноль все повторяющиеся в их сигналах амплитуды. Так как в стереосигнале практически всегда басовая составляющая одинакова (имеется в виду полоса примерно в пределах 30 – 130 Гц), то эта часть сигнала в «антифазовом» режиме будет исчезать. На практике можно увидеть картину, когда стоящие две колонки по отдельности отдают нормальный звук. При одновременном включении НЧ составляющая пропадает. Это значит, что у одной из колонок подключены неправильно контакты плюс и минус.

Разъемы. Наиболее популярными для профессиональных усилителей являются разъемы Speakon, XLR, TS, Euroblock, а также винтовые зажимы.

XLR, TRS/TS, Euroblock – используются для подключения входного в усилитель сигнала.

Speakon, TS, винтовые зажимы – для подключения акустических систем к усилителю.

Разъем TS. Подключаются контакты так: к контакту Tip (наконечник) подключается сигнальный контакт (+), к контакту Sleeve (гильза) подключается (-).

Разъемы Speakon бывают трех видов: 8-контактные, 4-контактные и 2-контактные. Самые популярные 4-контактные – они используются для подключения двухполосных АС. Для подключения трехполосных применяются 8-контактные. Благодаря своей конструкции очень надежный разъем. После соединения с гнездом штекер нужно провернуть по направлению часовой стрелки для фиксации контактов.

Винтовые зажимы позволяют фиксировать провода со специальными металлическими зажимами и просто зачищенные оголенные кончики проводов.

Маршрутизация.В большинстве современных стереоусилителей доступны режимы маршрутизации Stereo, Parallel, Bridge. Обычно два канала подписываются обозначениями «A» и «B». Режим Stereo обеспечивает работу двух независимых каналов, режим Parallel обеспечивает параллельную подачу сигнала с входа A на выход A и B, при этом вход B – не активен, но для каждого выхода есть свой регулятор громкости, а режим Bridge (мостовой режим) поможет предоставить максимальную мощность на одну колонку, при этом активен регулятор A.

Схема подключения (режим Stereo):

Схема подключения (режим Parallel):

Схема подключения (режим Bridge):

В приведенных выше схемах подключение АС в мостовом режиме выполнено на разъеме винтовые зажимы. Однако это не единственный разъем, на котором можно реализовать мостовой режим. Рассмотрим детальнеетакое подключение на разъеме Speakon. Контакты разъема:

Для подключения мостового режима провода подводятся к контактам выхода канала A (контакты 1+ и 2+):

Подключение колонок к усилителю на разъемах Speakon для параллельного и стереорежима выполняются одинаково, разница только в самой маршрутизации внутри усилителя.

Из схем видно, что подключение стерео можно выполнить как на двух разъемах Speakon, так и на одном. При двойном подключении на каждом разъеме используются контакты 1+ и 1-, при подключении на одном разъеме двух колонок в одном штекере используются все четыре контакта 1+, 1-, 2+, 2-. Изменение режимов в усилителе может быть реализовано в виде физического переключателя или в меню управления DSP-процессора.

Разделение на полосы. Следующий вопрос неразрывно связан с предыдущим. Так как профессиональный усилитель одинаково успешно может работать как с широкодиапазонными АС, так и с сабвуферами, очень удобно, когда усилитель оборудован встроенным кроссовером. Это позволяет избавиться от необходимости в дополнительном аппаратном устройстве и дополнительной коммутации. Так как при использовании сателлитов с сабвуферами рекомендуется срезать НЧ составляющую, усилитель со встроенным кроссовером должен реализовывать три функции – НЧ фильтр, ВЧ фильтр, полный диапазон.

Рассмотрим варианты подключения АС к одному двухканальному усилителю с кроссовером. Начнем с простого.

Обычный режим стерео с двумя широкополосными колонками:

Моно режим с одним сабвуфером и одним сателлитом:

Такой режим предпочтительнее использовать тогда, когда, сигнал стерео не требуется, а к басовой характеристике предъявляются повышенные требования.

Читайте также:  Как подключить сбербанк карту к телефону через интернет

Биампинг и бивайринг (Bi-Amping и Bi-Wiring). Чтобы рассмотреть следующее подключение нужно понять, что такое биампинг. Биампинг – это схема подключения, при которой каждому динамику двухполосной акустической системы требуется отдельный канал усилителя. То есть, в такой АС просто отсутствует встроенный кроссовер и каждый из двух подводимых к колонке каналов должен быть соответственно настроен на НЧ или СЧ/ВЧ полосу. Бивайринг – это схема подключения, при которой от одного канала усилителя подводятся отдельно провода к НЧ динамику и СЧ/ВЧ динамику. Так как подсоединяются они все равно к одному каналу усилителя, то получается, что он должен быть широкополосный, а значит в акустической системе должны быть установлены НЧ и ВЧ фильтр для каждого динамика. То есть, тот же кроссовер, только на какой-то раздельной конструкции с фильтрами. Выгода от такого способа подключения сомнительна, в отличие от биампинга. Биампинг может быть полезен в случаях, когда по каким-либо причинам в АС невозможно разместить кроссовер.

Подключение двухполосной АС по схеме биампинг:

Все принципы согласования усилителя и динамиков актуальны и для многоканальных усилителей. Разница, лишь в количестве каналов и акустических систем, также усложняется маршрутизация таких усилителей. Любой многоканальный усилитель теоретически может быть заменен набором двух и одноканальных усилителей.

Кроме рассмотренных нами подключений активной и пассивной акустических систем, еще можно затронуть отдельное направление – подключение трансляционных акустических систем.

Трансляционная акустика. Это оборудование принципиально отличается от пассивной и тем более от активной акустики. Особенность трансляционных систем в том, что благодаря использованию понижающих и повышающих трансформаторов в конструкциях усилителей и АС, достигается качественная передача звука на большие расстояния. Поэтому эта система озвучивания востребована на предприятиях, в офисах, супермаркетах и т. п. Естественно, что, не имея большого опыта, самому очень сложно спроектировать и настроить систему трансляции, лучше доверить это дело профессионалам.

Рассмотрим основные принципы подключения трансляционных акустических систем:

Источник

Как добавить сабвуфер к стереосистеме?

Сохранить и прочитать потом —

Сабвуфер создает звук в том диапазоне частот, который недоступен для полочных колонок. Казалось бы, его приобретение легко решит проблему с басом, но так ли все просто?

Совершенству, как известно, предела нет. Это верно и в отношении звучания Hi-Fi-системы. Для некоторых любителей звука процесс его улучшения становится самоценным, что, впрочем, стимулирует развитие технологий и разработку аппаратуры. Но бывают и простые жизненные ситуации. Допустим, у вас уже есть все, что нужно для воспроизведения музыкальных записей, в том числе и пара колонок, которые в целом вам нравятся.

Но со временем вы начинаете понимать, что звучание может быть еще лучше: достовернее и энергичнее, объемнее и весомей. И дело, скорее всего, в недостатке нижних частот, которые ваша акустика просто неспособна произвести – из-за своих габаритов, будь то полочная модель или даже компактные напольники. Можно, конечно, купить другие АС, более крупные и солидные, наделенные могучим басом, что потребует выделить им часть своего жизненного пространства и немало денег на действительно удовлетворяющую упомянутым требованиям модель. Есть и другой путь: приобретение сабвуфера. Он не такой прямой, как может представляться, и для достижения цели придется учесть наличие некоторых препятствий.

Весомые частоты

Эксперименты показали, что доступные для восприятия слуховой системой человека звуковые волны имеют частоты от 20 Гц до 20 кГц. Эти цифры ориентировочные, поскольку все люди разные, да и физиология одного и того же человека с возрастом меняется.

Этот диапазон принято подразделять на три основных части: низкие, средние и высокие частоты. Самые важные в плане передачи информации – вторая и нижний участок третьей; поэтому в телефонии используется полоса от 300 Гц до 3400 Гц. «Чистый синус» на 3 кГц – это писк, однако для слуха такие частоты очень важны, поскольку благодаря им обеспечивается разборчивость речи.

Основные тона голосов и многих инструментов лежат в диапазоне от 80 Гц до ориентировочно 500 Гц, поэтому полочные колонки, которые, как правило, способны создавать звук от 60-80 Гц и вплоть до 20 кГц – очень хорошие аппараты для воспроизведения музыки и пения, способные передать большинство деталей и нюансов.

Так что же дает этот совсем небольшой кусочек звукового спектра от 20 до 60 Гц? Ответ простой: реалистичность и достоверность музыкальной сцены, а также он обеспечивает полноценную передачу звучания некоторых особо басовитых инструментов, к примеру, рояля, у которого нижняя нота имеет основную частоту в 27 Гц; у контрабаса и барабана-бочки, к слову, это 40 Гц.

Современные записи к тому же хранят в себе информацию об акустике зала, в котором они выполнялись, благодаря зафиксированному в них звучанию и затуханию стоячих волн в нем. А если это насыщенный электронными эффектами студийный альбом, то и все низкочастотные задумки звукорежиссеров.

Ниже нижнего

Владельцы полочных колонок в какой-то момент могут осознать, что им в их звучании чего-то не хватает, и, скорее всего, это будут басы. На помощь может прийти специальная АС – сабвуфер – создающая звук в НЧ-диапазоне. Однако не стоит полагать, что он сразу же снимет все проблемы – это довольно сложное в установке устройство, да и правильно подобрать модель совсем не просто.

В Hi-Fi-сфере наиболее распространены активные сабвуферы, располагающие встроенным усилителем, что и неудивительно, ведь справиться с большим низкочастотным динамиком по силам не всякому компонентному аппарату. Мы дадим несколько рекомендаций по их подбору, установке, подключению и настройке.

Необходимый минимум

Количество предложений сабвуферов на Hi-Fi-рынке весьма велико, однако чтобы найти среди них именно тот, что подойдет для вашей системы и комнаты, где она установлена, надо учесть некоторые обстоятельства.

Чтобы пара колонок и саб – такой комплект называется трифоником – сложились в единое акустическое целое, следует тщательно согласовать их излучение. Поскольку у стереоусилителей, как правило, не предусмотрена функция кроссовера, то есть раздела сигнала на полосы по частоте, то он должен быть у сабвуфера. И он действительно имеется почти у всех моделей, не входящих в комплекты «в одной коробке» АС для домашнего кинотеатра или с саундбаром, а продающихся как самостоятельный компонент. Активные сабвуферы также располагают регулировкой громкости. У многих есть переключатель, позволяющий повернуть фазу сигнала на 180 градусов.

Читайте также:  Как подключить гугл каст к телевизору

Требуется деликатность

Далее следует принять во внимание то, что к сабвуферу для домашнего кинотеатра и для трифоника предъявляются разные требования. В первом случае ему необходимо в нужный момент «наддать жару», чтобы усилить у зрителя впечатления от активных сцен на экране; во втором – деликатно взять на себя воспроизведение низкочастотной составляющей записи. Для этого у саба должна быть ровная АЧХ на том небольшом участке спектра, за который он отвечает, а не явно выраженный резонансный пик на какой-то частоте. А этого разработчикам не так просто добиться при условии необходимости уложиться в заданный ценовой сегмент. Поэтому «музыкальный» сабвуфер довольно легко подыскать среди дорогих моделей и непросто среди доступных. Кстати говоря, такой саб будет хорош и в системе ДК.

В качестве примера недорогой модели с дополнительными возможностями настройки звучания можно привести B&W ASW608 (2018). Обратим внимание на то, что тип акустического оформления у его динамика – закрытый корпус. Именно среди подобных моделей или тех, что снабжены пассивным радиатором, и стоит подыскивать сабвуфер для трифоника. Фазоинверторные варианты часто склонны к резонансному поведению на определенной частоте, хотя и создают более громкий звук – но это не жесткая зависимость.

Бас – на выход!

При выборе сабвуфера также следует принять во внимание, какие разъемы имеются у усилителя вашей системы. Если выхода с предусилителя у него не предусмотрено, то надо обязательно подыскивать модель, оснащенную высокоуровневыми входами – такие есть далеко не у всех. А вот линейные входы есть практически у каждого саба.

LFE-вход пригодится для подключения к AV-ресиверу или кинотеатральному процессору. На него подается специально записанный в саундтрек НЧ-сигнал, который эти аппараты выделяют в отдельный канал при декодировании.

Если ваши колонки работают в минималистичной системе с единственным электронным компонентом, например сетевым или стереоресивером, то вполне может оказаться, что у него предусмотрен выход на сабвуфер.

Имеет ли размер значение?

Сабвуферы оснащаются динамиками различных диаметров, как правило, 8, 10 и 12 дюймов; от этого зависят и габариты корпусов. Чем больше излучатель, тем более глубокий бас он обещает создать, однако разумно будет принять во внимание размеры комнаты, где ему предстоит работать. В маленькой крупный будет занимать много места, и это, пожалуй, единственное противопоказание для его приобретения, не считая цены. Большой динамик будет работать с меньшей нагрузкой, а, значит, и с меньшими искажениями, создавая достаточно громкий для такого помещения звук.

Сабвуфер невозможно прослушать в Hi-Fi-салоне – в отрыве от вашей стереосистемы и комнаты, так что полагаться стоит на обзоры в профильных изданиях, отзывы покупателей или советы опытных продавцов.

Искать – и не сдаваться

Итак, вы его купили и доставили домой. В «Руководстве пользователя» обязательно найдутся рекомендации по его подключению, а также по использованию всех элементов управления его работой, дополнительных к самым распространенным: громкости и частоте среза кроссовера. Теперь сабвуфер надо присоединить к усилителю и заняться настройкой и установкой.

По низкочастотному звуку, который создает сабвуфер, человеческий слух не способен локализовать его источник, что позволяет довольно произвольно выбирать место для его размещения. Однако комната может вносить коррективы в его звучание. Если саб поставить в угол, то его громкость повысится, а точно в центре влияние комнаты будет наименьшим. Стоит также принять во внимание конструкцию сабвуфера: в какую панель встроен динамик, есть ли порт фазоинвертора и куда он выходит, наличие и расположение пассивного радиатора, если он имеется.

Приближение к стене позади или сбоку будет приводить к повышению громкости звучания любого сабвуфера, а если порт его фазоинвертора выходит назад, то при установке вблизи стены возникнет дополнительное повышение уровня на частоте его настройки, что приведет к окраске баса. Впрочем, в меньшей степени такой эффект присущ любому фазоинверторному сабвуферу в случае пристенного расположения.

Есть и еще один немаловажный фактор: расстояние до розетки электропитания – хватит ли длины шнура.

Начните с положения примерно в плоскости расположения вашей стереопары, желательно на расстоянии трети данного измерения комнаты от стены, и готовьтесь к такелажным работам.

Включите музыку, лучше всего записанную в естественных условиях, а не синтезированную. А далее, задействовав регулировку громкости и возможно имеющиеся у вашего сабвуфера дополнительные настройки, к примеру, эквалайзер или DSP, потихоньку передвигая его по комнате, добейтесь максимально качественного звучания.

Вы должны стремиться к получению более масштабной, чем была, и желательно заполненной «воздухом» сцены, весомых ударов большого барабана с четко выраженной атакой, струнных текстур упругого и объемного голоса контрабаса и других аналогичных эффектов, демонстрирующих, что трифоник правильно согласован. При этом – очень важно – сам сабвуфер должен «раствориться» в звучании; его самого, собственно, не должно быть слышно. Если он распознается как источник, значит, что-то пошло не так, и поиски наилучшего звука следует продолжить, подыскивая оптимальное местоположение для него и используя весь арсенал имеющихся настроек.

Конечно, это идеал, который не всегда достижим, но к которому стоит продвигаться. Настраивайте так, чтобы было приятно слушать, и не опускайте руки, если сразу не получается такой звук, какой грезился. В конце концов, это ваша система, и ее звучание должно приносить удовольствие именно вам.

Источник