Меню

Как правильно подключить стартер на мазе

Особенности системы пуска автомобиля МАЗ

В систему электропуска входят аккумуляторные батареи, стартер, выключатель массы батарей, замок- выключатель приборов и стартера, электрофакельное устройство (ЭФУ), парожидкостный подогреватель (ПЖД), промежуточные реле

Электрооборудование всех этих узлов и агрегатов работает в схеме, приведенной на рис. 1.

С целью облегчения поиска неисправности цепи на схемах имеют и цифровую индикацию, которая обозначена также и на проводах.

Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока последовательного возбуждения со смонтированным в едином агрегате с ним механизмом привода шестерни.

Механизм управляется тяговым реле, установленным на корпусе стартера.

Техническая характеристика стартера:

— Масса стартера, кг – 34

Устройство стартера показано на рис. 2.

Шестерня 15 привода вводится в зацепление с венцом маховика при помощи тягового реле 7.

Из зацепления шестерня выходит автоматически после запуска двигателя.

Стартер выполнен по однопроводной схеме, где вторым проводом служит масса автомобиля.

Для обеспечения надежного соединения с массой на задней крышке 31 стартера имеется болт 28 подсоединения гибкого провода массы.

Для доступа к электрощеткам и осмотра коллектора в крышке имеются окна. Снаружи окна закрыты защитной лентой 1. для смазки подшипников на крышках и в корпусе стартера выполнены каналы с помещенными в них войлочными фильцами.

Каналы закрыты резьбовыми заглушками 10, 16 и 27. Стартер устанавливается на постели блока цилиндров двигателя и закрепляется двумя стяжными хомутами.

В постели блока цилиндров двигателя запрессован штифт, обеспечивающий правильную установку стартера и предохраняющий его от проворота.

При повороте ключа замка-выключателя приборов и стартера в положение II (см. рис. 1) замыкаются контакты клемм «АМ» и «СТ» замка и напряжение подается на промежуточное реле 6 пуска стартера.

Реле замыкает контакты клемм Б и С и по проводу Б10 напряжение поступает на тяговое реле стартера.

Втягивающая обмотка реле перемещает якорь и через рычаг 12 (см. рис. 2) подает шестерню к венцу маховика. При этом одновременно замыкаются контакты тягового реле и включается электродвигатель стартера. Происходит проворачивание двигателя.

В процессе пуска втягивающая обмотка тягового ране закорачивается (шунтируется) диском 6 якоря реле, и шестерню удерживает в рабочем положении только поле, создаваемое удерживающей обмоткой, которая потребляет не значительный ток.

После запуска двигателя шестерня автоматически отключается от венца маховика, свинчиваясь по косым шлицам вала якоря. Ключ замка-выключателя возвращается в рабочее положение I за счет пружин замка, так как положение ключа II нефиксированное.

Тяговое реле отключает основной рабочий ток, и стартер выключается.

При каждом ТО-2 проверяют плотность присоединения проводов к клеммам стартера и аккумуляторных батарей и очищают эти соединения от пыли, грязи и следов масел;

через каждые 45 —- 50 тыс., км пробега автомобиля необходимо:

— снять стартер с двигателя, осмотреть состояние коллектора, рабочая поверхность которого должна быть гладкой и не иметь подгаров.

В случае загрязнения или подгара коллектор протереть тряпочкой, смоченной в бензине или керосине с последующей протиркой. Если подгар не устраняется протиркой зачистить коллектор мелкой шкуркой.

В случае сильного подгара якорь вынимают и протачивают;

— проверить электрощетки на свободное, без заеданий перемещение в щеткодержателе;

— замерить высоту электрощеток и при необходимости заменить;

— проверить затяжку винтов, крепящих наконечники щеточных канатиков к щеткодержателям, и при необходимости подтянуть их;

— проверить состояние контактов реле стартера. При подгаре рабочих поверхностей болтов и диска их необходимо зачистить шлифованием шкуркой.

При большом подгаре контакты болтов и диска можно зачистить напильником с последующей шлифовкой мелкой шкуркой. При зачистке необходимо следить, чтобы не нарушилась параллельность контактных поверхностей болтов и диска.

Читайте также:  Центральный замок с выкидным ключом как подключить

При значительном износе контактных поверхностей болтов их нужно повернуть вокруг своей оси на 180˚ а контактный диск перевернуть на другую сторону.

Имеющиеся оплавления по периметру болтов и диска зачистить напильником. Контактный диск должен свободно вращаться на штоке якоря;

— проверить надежность крепления тягового реле к корпусу стартера. При необходимости подтянуть крепежные болты и законтрить их замковыми шайбами;

— залить в масленки по 10 капель турбинного или моторного масла;

— протереть стартер ветошью.

Если при внешнем осмотре и осмотре щеточно-коллекторного узла окажется, что состояние стартера хорошее, то стартер разбирать не следует.

Необходимо только произвести смазку подшипников, залив в них по 10 капель масла, протереть стартер, проверить регулировку тягового реле, после чего стартер можно устанавливать на двигатель.

Возможные неисправности стартера и способы их устранения

— Причина неисправности

Способ устранения

Якорь стартера не вращается, реле стартера не срабатывает

— Сгорел предохранитель № 1

— Неисправно промежуточное реле 6 (см. рис. 1)

Проверить и заменить реле

— Разряжены аккумуляторные батареи

— Обрыв втягивающей обмотки тягового реле 7 (см. рис. 2)

Проверить реле и заменить

— Обрывы проводов в цепях стартер

Реле стартера срабатывает, но якорь стартера не вращается (свет фар автомобиля при включении стартера слабеет)

— Плохой контакт на выводных клеммах аккумуляторных батарей или на клеммах стартера

Зачистить выводные клеммы батарей и затянуть болты

Подтянуть болты крепления проводов к стартеру

— Разряжены аккумуляторные батареи

Подзарядить аккумуляторные батареи

— Короткое замыкание внутри стартера

Снять и отремонтировать стартер

Реле стартера срабатывает, но якорь стартера не вращается (свет фар автомобиля при включении стартера не слабеет)

— Обрыв соединений внутри стартера

Снять и отремонтировать стартер

Стартер слабо проворачивает вал двигателя

— Низкая температура двигателя (зимой)

— Разряжены или неисправны аккумуляторные батареи

Проверить и подзарядить аккумуляторные батареи

— Подгар контактов тягового реле 7 (рис. 2)

Снять стартер и зачистить контакты реле

Якорь стартера вращается с большой скоростью, но не проворачивает двигателя

— Поломка зубьев венца маховика

Сменить венец маховика

— Разогнут рычаг или поломан палец рычага 12 (см. рис. 2)

Исправить рычаг рихтовкой или заменить его

— Нарушена регулировка привода стартера

Тяговое реле стартера работает с перебоями (включает стартер и тут же выключает)

— Обрыв удерживающей обмотки тягового реле

— Короткое замыкание в стартере

Снять и отремонтировать стартер

Шестерня привода систематически не входит в зацепление с венцом маховика при нормальной работе тягового реле

— Забиты торцы зубьев венца маховика

— Нарушена регулировка стартера

Отрегулировать привод стартера

— Заедание шестерни на валу из-за закоксовывания смазки на шлицах вала якоря

Очистить шлицы от закоксовавшейся смазки и смазать вал смазкой ЦИАТИМ-203

Источник

7.2.1. Электрооборудование автомобилей МАЗ. Стартер. Устройство, техническое обслуживание и ремонт

Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока последовательного возбуждения со смонтированным в едином агрегате с ним механизмом привода шестерни. Механизм управляется тяговым реле, установленным на корпусе стартера. Техническая характеристика стартера приведена в таблице 14.1.

Устройство стартера показано на рис.128. Шестерня 15 привода вводится в зацепление с венцом маховика при помощи тягового реле 7. Из зацепления шестерня выходит автоматически после запуска двигателя. Стартер выполнен по однопроводной схеме, где вторым проводом служит масса автомобиля. Для обеспечения надежного соединения с массой на задней крышке 81 стартера имеется болт 28 подсоединения гибкого провода массы. Для доступа к электрощеткам и осмотра коллектора в крышке имеются окна. Снаружи окна закрыты защитной лентой 1. Для смазки подшипников на крышках и в корпусе стартера выполнены каналы с помещенными в них войлочными фильцами. Каналы закрыты резьбовыми заглушками 10, 16 и 27. Стартер устанавливается на постели блока цилиндров двигателя и закрепляется двумя стяжными хомутами. В постели блока цилиндров двигателя запрессован штифт, обеспечивающий правильную установку стартера и предохраняющий его от проворота. При повороте ключа замка-выключателя приборов и стартера в положение II (см.рис.127) замыкаются контакты клемм «АМ» и «СТ» замка и напряжение подается на промежуточное реле 6 пуска стартера. Реле замыкает контакты клемм Б и С и по проводу Б10 напряжение поступает на тяговое реле стартера. Втягивающая обмотка реле перемещает якорь и через рычаг 12 (см. рис.128) подает шестерню к венцу маховика. При этом одновременно замыкаются контакты тягового реле, и включается электродвигатель стартера. Происходит проворачивание двигателя. В процессе пуска втягивающая обмотка тягового реле закорачивается (шунтируется) диском 6 якоря реле, а шестерню удерживает в рабочем положении только поле, создаваемое удерживающей обмоткой, которая потребляет незначительный ток. После запуска двигателя шестерня автоматически отключается от венца маховика, свинчиваясь по косым шлицам вала якоря. Ключ замка-выключателя возвращается в рабочее положение I за счёт пружин замка, так как положение ключа II – нефиксированное.
Тяговое реле отключает основной рабочий ток и стартер выключается.
Возможные неисправности стартера и способы их устранения приведены в табл.15.

Читайте также:  Поменяли пароль на вай фай как подключить компьютер

Техническое обслуживание

В условиях эксплуатации необходимо следить за исправностью стартера и регулярно выполнять следующие регламентные работы. При каждом ТО-2 проверяют плотность присоединения проводов к клеммам стартера и аккумуляторных батарей и очищают эти соединения от пыли, грязи и следов масел; через каждые 45-50тыс. км пробега автомобиля необходимо:
· снять стартер с двигателя, осмотреть состояние коллектора, рабочая поверхность которого должна быть гладкой и не иметь подгаров. В случае загрязнения или подгара коллектор протереть тряпочкой, смоченной в бензине или керосине с последующей протиркой. Если подгар не устраняется протиркой зачистить коллектор мелкой шкуркой 1.МС, СЛ.14А, 1ОН ГОСТ 5009-75. В случае сильного подгара якорь вынимают и протачивают;
· проверить электрощетки на свободное, без заеданий перемещение в щеткодержателе;
· замерить высоту электрощеток и при необходимости заменить;
· проверить затяжку винтов, крепящих наконечники щеточных канатиков к щеткодержателям, и при необходимости подтянуть их;
· проверить состояние контактов реле стартера. При подгаре рабочих поверхностей болтов и диска их необходимо зачистить шлифованием шкуркой. При большом подгаре контакты болтов и диска можно зачистить напильником с последующей шлифовкой мелкой шкуркой. При зачистке необходимо следить, чтобы не нарушилась параллельность контактных поверхностей болтов и диска. При значительном износе контактных поверхностей болтов их нужно повернуть вокруг своей оси на 180°, а контактный диск перевернуть на другую сторону. Имеющиеся оплавления по периметру болтов и диска зачистить напильником. Контактный диск должен свободно вращаться на штоке якоря;
· проверить надежность крепления тягового реле к корпусу стартера. При необходимости подтянуть крепежные болты и законтрить их замковыми шайбами;
· залить в масленки по 10 капель турбинного или моторного масла;
· протереть стартер ветошью.
Если при внешнем осмотре и осмотре щеточно-коллекторного узла окажется, что состояние стартера хорошее, то стартер разбирать не следует. Необходимо только произвести смазку подшипников, залив в них по 10 капель масла, протереть стартер, проверить регулировку тягового реле, после чего стартер можно устанавливать на двигатель.

Читайте также:  Как подключить видеокамеру к ноутбуку через vga

Ремонт

При установке прокладки толщиной 11,7мм лампа при срабатывании реле должна загореться. Если эти условия не соблюдаются, тяговое реле регулируют: при загорающейся лампе и прокладке 16 мм необходимо ввернуть винт в якорь 9 реле (см.рис.128); не загорающаяся лампа при прокладке 11,7мм требует выворачивания винта из якоря. Конструкция регулировочных прокладок показана на рис.130.

Отрегулированный стартер проверяется на ток холостого хода от батарей на 24В или от источника постоянного тока такого же напряжения.
Рабочий ток стартера не должен превышать 110 А. Если ток значительно выше, значит, якорь стартера туго вращается и необходимы доводочные работы.
Проверенный и отрегулированный стартер можно устанавливать на двигатель. При этом необходимо помнить, что крепление установленного на двигателе стартера после нескольких попыток запуска может ослабнуть. Поэтому рекомендуется после установки стартера на двигатель сделать 3-5 пробных
коротких пуска и окончательно затянуть болты хомутов крепления стартера.
Момент затяжки должен быть 3кгс.м.

Источник

Как правильно подключить стартер на мазе

Устройство стартера автомобилей МАЗ-500

Схема включения стартера и его работа автомобилей МАЗ-500

Схема включения стартера и его работа показаны на рис. 108.

При включении включателя 14 стартера питание подается от аккумуляторных батарей на клемму 9 и втягивающую обмотку 10. Обмотка создает сильное магнитное поле и втягивает

якорь реле, который через серьги 6 перемещает рычаг с барабаном. Барабан воздействует на шестерню 1 и подает ее к венцу маховика. После зацепления шестерен включаются контакты 12 с помощью контактного диска 11. При этом основной ток от батареи поступает через контакты 12 на положительные щетки коллектора якоря и через обмотки якоря выходит на отрицательные щетки и на массу. Одновременно при соединении контактным диском контактов 12 во втягивающей обмотке 10 ток уменьшается, так как обмотка замыкается сама на себя (шунтируется). Это предохраняет втягивающую обмотку от перегрева. В это время якорь реле стартера в рабочем положении удерживает обмотка 8.

Якорь стартера начинает вращаться и через шестерню 1 проворачивает маховик и пускает двигатель. После пуска двигателя шестерня автоматически свинчивается по резьбе якоря стартера и фиксируется в исходном положении. Включатель стартера выключается и приводной рычаг отходит назад, вытягивая подвижный якорь реле и выключая стартер.

Стартером рекомендуется пользоваться не более 20 сек. Повторный пуск можно производить после перерыва в течение 1—2 мин. Допускается не более трех повторных пусков. Если двигатель при этом не пускается, необходимо найти неисправность и устранить. В зимнее время при температуре окружающего воздуха ниже —5° С пуск двигателя стартером можно производить только после предварительного разогрева двигателя подогревателем. Несоблюдение указанных правил приводит

к перегреву стартера и выходу из сгроя стартера и аккумуляторных батарей.

При стоянке автомобиля цепь «стартер — батарея» необходимо разрывать, пользуясь включателем массы батарей, установленным на аккумуляторном ящике автомобиля.

Рис. 108. Схема работы и регулировки стартера:
1 — шестерня; 2 — регулировочная прокладка; 3 — упорное кольцо: 4 — палец; 5— шплинт: 6 — серьга; 7 — регулировочный винт якоря реле; 8 — удерживающая обмотка; 9 — клемма обмоток реле; 10 — втягивающая обмотка; И — контактный диск: 12 — главный контакт реле; 13 — питающий провод; 14 — включатель стартера; 15 — контрольная лампа (используется при регулировке); 16 — аккумуляторная батарея; 17 — клемма массы;
18 — приводной рычаг

Источник